Предоставление качественных медицинских услуг: глобальный императив универсального медицинского обслуживания
Универсальный доступ к медицинскому обслуживанию является одним из ключевых пунктов социальной политики многих стран, однако, повышение качества предоставления медицинской помощи в большинстве стран, особенно со средним и низким уровнем дохода, до сих пор является сложной задачей. Эксперты ОЭСР рассказали о том, что необходимо учитывать для разработки грамотной политики в области здравоохранения.
После оглашения повестки ООН в области устойчивого развития до 2030 года многие страны поставили перед собой задачу по достижению всеобщего охвата медицинским обслуживанием, однако, эффективное предоставление медпомощи не может быть обеспечено только существованием надлежащей инфраструктуры. Для улучшения системы здравоохранения необходимо сделать акцент на качестве работы медицинских служб, то есть предоставлении эффективной, безопасной, ориентированной на человека помощи, которая своевременна, справедлива и эффективна. Эксперты ОЭСР разработали некоторые принципы и рекомендации, следование которым позволит повысить эффективность политики в сфере здравоохранения.
Для начала необходимо создать механизмы повышения качества в основе системы здравоохранения. Правительство, руководители медучреждений, персонал и пациенты должны работать сообща для обеспечения высокого качества работы медперсонала, безопасного и эффективного использования медикаментов и оборудования, эффективного использования информационных систем здравоохранения.
Затем необходимо разработать национальную стратегию по улучшению качества работы системы здравоохранения. Действия должны быть хорошо проработаны, с включением заинтересованных сторон в процесс разработки. Необходимо перенимать опыт других стран, которые уже добились успеха в этой сфере, а также учитывать их ошибки.
ОЭСР, совместно с Всемирным банком и Всемирной организацией здоровья рекомендуют правительствам продемонстрировать свою ответственность за предоставление безопасного и высококачественного медобслуживания. Необходимо обеспечить инфраструктуру для оценки и информирования о качестве медобслуживания, укреплять партнерство между поставщиками и потребителями медицинских услуг, обеспечить персонал всем необходимым для оказания качественных услуг, а также финансово поддерживать исследования в области повышения качества.
Медицинские учреждения также должны принимать участие, запуская процесс реформирования изнутри и используя лучшие практики и накопившийся опыт. Граждане и пациенты, осознавая свое право на доступ к качественному медобслуживанию, обязательно должны быть вовлечены в процесс оптимизации обслуживания путем участия в разработке новых моделей обеспечения медпомощи на локальном уровне. При этом, сотрудники системы здравоохранения, вместе с пациентами должны участвовать в процессе оценки качества и разработке улучшений медобслуживания, рассматривая пациентов как партнеров в процессе предоставления помощи.
Для России вопрос обеспечения качества медицинского обслуживания также стоит на повестке дня, поскольку в «майских» указах Президента поставлены задачи по повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижению смертности и наращиванию объема экспорта медицинских услуг. Учитывая богатый опыт стран ОЭСР в этой области, России необходимо использовать рекомендации ОЭСР для повышения эффективности политики в сфере здравоохранения.