Производительность и оплата труда: имеет ли размер фирмы значение в экономике услуг?
В настоящее время доля сектора услуг в экономике современных стран стремительно растет, при этом, в большинстве своем, он представлен небольшими фирмами. Эксперты ОЭСР рассказали о том, стоит ли учитывать размер фирмы при разработке политики в сфере услуг.
Согласно традиционной парадигме, основанной на успехе крупных фирм и конгломератов XX века, чем больше компания – тем выше заработная плата и производительность труда сотрудников, то есть тем более она успешна. Кроме того, большинство исследований взаимосвязи между размером фирмы, производительностью труда и заработной платой основано на данных производственной сферы, хотя во многих современных странах производственная сфера составляет очень небольшую часть экономики. В странах ОЭСР сектор услуг производит около 73% от общего объема добавленной стоимости, в странах БРИКС около 53%.
Возникает вопрос, насколько выявленные взаимосвязи работают в современной экономике услуг и в какой мере они могут учитываться при разработке политического курса?
Для ответа на этот вопрос эксперты ОЭСР собрали данные по производительности, размеру фирмы и оплате труда в более чем двадцати странах за два последних десятилетия. Оказывается, в сфере услуг, в отличие от производственной сферы, производительность и заработная плата не определяются размером фирмы. Это означает, что успех компании не зависит от количества сотрудников, поэтому авторы предлагают переосмыслить политику, ориентированную, преимущественно, на оценку размера компании.
Во-первых, при оценке успешности фирмы в сфере услуг можно учитывать рост объема продаж или добавленной стоимости на одного сотрудника в качестве показателя. В производственной сфере этого не достаточно, при оценке также учитываются затраты на научные разработки и наращивание капитала.
Во-вторых, для оценки компаний в сфере услуг необходимо сфокусировать внимание на вложения в нематериальные активы (навыки и т.д), в развитие человеческого капитала, что повышает эффективность работы отдельного сотрудника. В производственной сфере определяющим выступает капитал.
В-третьих, необходимо понимать последствия того, что наиболее производительные фирмы могут иметь совсем небольшое число сотрудников, и если их модель роста будет принята во внимание остальными, это может привести к проблемам обеспечения занятости.
Итак, при разработке политического курса в современных условиях роста сектора услуг необходимо использовать более избирательный подход, при котором оценка успешности предприятий производственной сферы и услуг должна основываться на разных показателях.
Россия также подвержена влиянию глобальных тенденций – на протяжении последних двадцати лет наблюдается стремительный рост доли услуг в экономике страны.
Производительность труда и поддержка занятости, развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы включены в число приоритетных стратегических направлений, по которым разработаны специальные национальные проекты (программы). При выработке управленческих и политических решений по данным направлениям необходимо учитывать рекомендации и опыт стран ОЭСР, учитывающий особенности деятельности предприятий в разных сферах.
Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/the-productivity-wage-premium_04e36c29-en#page1