• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рекомендации ОЭСР в отношении защите потребителей в случае электронной торговли

Свобода выбора и открытость информации, сопровождающие дигитализацию, с другой стороны, порождают риски, сопряженные с возможным нарушением прав потребителей. ОЭСР выделила основные виды правонарушений и рассказала об успешной практике борьбы с ними.

Дигитализация изменила характер развития многих секторов экономики, в том числе она оказала заметное влияние на принятие решения потребителем в ответ на повышение транспарентности ценообразования на товары и услуги. Возможность проанализировать больший объем информации прежде, чем сделать выбор, а также перспектива выступить в дальнейшем продавцом на том же рынке дали толчок развитию электронной торговли. В то же время, дигитализация торговых отношений перенесла существовавшие оффлайн риски в онлайн режим. Эксперты ОЭСР разработали рекомендации по защите покупателей через механизмы государственного регулирования.

Права покупателей, прибегающих к покупкам через Интернет, должны быть защищены в той же мере, что в более привычных условиях. Основные зоны риска возникают в следующих случаях:

  • При рекламировании товара или в случае подготовки подставных комментариев или обзоров продукции правдивая информация о качестве и свойствах продукта может быть искажена;

 

 

  • Условия покупки могут не быть представлены клиенту в явном виде при совершении транзакции. В таком случае затруднение поиска информации может привести к тому, что покупатель будет вынужден заключить договор-купли продажи, не зная его условий;

 

 

  • Может быть не соблюден должный уровень защиты финансовых данных при совершении транзакции. Утеря данных при переводе денег может способствовать воровству, а недостаточные условия подтверждения согласия на осуществление покупки могут привести к нежелательным приобретениям. К примеру, это такая ситуация может возникнуть, если ребенок, взяв телефон родителя, сможет произвести покупку без разрешения.

 

 

  • Доступ компаний к большому количеству исторических данных о принятии решений потребителям позволяет им предлагать индивидуальные ценовые решения, что может иметь дискриминационный характер.
  • Затрудненные возможности регулирования сети Интернет позволяют организовать при помощи электронной торговли сбыт запрещенных к продаже товаров.


Указанные пункты позволяют ясно увидеть, в каких направлениях должна развиваться государственная политика для обеспечения защиты потребителей. Исследователи приводят некоторые примеры успешных страновых кейсов.

Так, к примеру, в Канаде существуют единая система онлайн регистрации контрактов, которая определяет 13 требований в отношении присутствия в документе той или иной информации, не выполнив которые, невозможно заключить контракт.

Другая важная инициатива была реализована во Франции, где потребители получили возможность подать жалобы по поводу нарушения их прав при онлайн торговле.

Стоит, однако, понимать, что серьезной сложностью при регулировании электронной торговли является неясная национальная принадлежность оперирующих на рынке компаний. Существенная часть осуществляемых транзакций является трансграничными. Таким образом, без международной кооперации указанные проблемы едва ли могут быть разрешены.

 

Источник: http://www.oecd.org/sti/consumer/toolkit-for-protecting-digital-consumers.pdf?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=Download%20the%20Toolkit&utm_campaign=Resend%20of%20OECD%20Science%2C%20Technology%20%26%20Innovation%20N&utm_term=demo