Встреча Управляющего Совета CERI ОЭСР
10-11 апреля 2018 в Париже состоялось 98-е заседание Управляющего совета Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР.
В мероприятии принял участие Сергей Малиновский, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ. Заседание было посвящено обзору прогресса в уже запущенных проектах Центра и предложениям по запуску новых. Одной из ключевых тем заседания стала цифровизация экономики и образования и стремление понять, какие вызовы несет этот процесс. Проекты Цифровая трансформация образования (Going Digital horizontal project) и Данные и Цифровые Технологии в Образовании (Smart Data and Digital Technology in Education) нацелены на формирование представления о тех изменениях, которые происходят благодаря цифровизации в образовании и других сферах жизнедеятельности и формированию понимания того, как можно эффективно использовать новейшие технологии в образовательном процессе. Запускается новый проект Навыки будущего: образовательные эффекты искусственного интеллекта и робототехники (The Future of Skills: Understanding the Educational Implications of AI and Robotics) и Доклад по навыкам и цифровизации – 2019 (Skills Outlook 2019 – digitalisation and skills). Основной фокус этих проектов будет на влиянии цифровизации на изменение требований к навыкам и компетенциям в современном мире. Участник заседание со стороны России Сергей Малиновский отметил, что процессы цифровизации ведут к новому измерению неравенства – цифровому разрыву между людьми, которые могут быть обучены до того уровня, где их не смогут заменить компьютеры, и теми, кто не сможет. Тому, как использовать новейшие технологии для уменьшения неравенства в образовании посвящен проект Использование Исследований и Инноваций в Образовании для борьбы с неравенством и разницой образовательных результатов (Using Educational Research and Innovation to address inequality and achievement gaps in education). Основной вывод доклада сводится к тому, что бедность не обязательно определяет итоговый образовательный результат, технологии способны играть значимую роль в выравнивании неравенства. Готовится к запуску полномасштабное исследование компетенции учителей в странах ОЭСР. Цель – выявить возможности для улучшения кадрового потенциала учителей в соответствующих странах. Представлен отчет о ходе реализации проекта «Образование 2030». Проект запущен в 2015 году с целью исследовать долгосрочные вызовы для образования. Первая фаза проекта закончилась в этом году, ее итогом стали «Рамка обучения 2030» (Learning framework for 2030), которая определила принципиальное видение и набор целей для образовательных систем и «Международный анализ школьных образовательных программ (Curriculum)» (International Curriculum Analysis), в котором были идентифицированы ключевые вызовы с точки зрения политики, а также установлены принципы дизайна школьных образовательных программ. Вторая фаза проекта (2019-2020) будет сфокусирована на педагогическом проектировании и тех принципах, которые могут быть эффективными во внедрении новой рамки компетенций для образовательных программ, и на спецификациях профиля учителей и их компетенций, которые благоприятствуют обучению учеников. Основная проблема, которую отмечают авторы проекта, - как обеспечить в школьных программах освоение новых навыков и компетенций, не нагружая и так перегруженный учебный план.