• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Настоящая стоимость катастроф

Для верного распределения бюджета на предотвращение катастроф важно понимать, какой потенциальный ущерб сопряжен с каждым типом бедствия. Эксперты ОЭСР рассказали о важности и проблемах сбора данных об издержках, связанных с катастрофами.

Грамотное проведение политики, направленной на предотвращение рисков, невозможно без четкого ранжирования уровней опасности, сопряженных с каждой из ситуаций. В этой связи особенно важно уделять должное внимание сбору статистической информации о реальном объеме издержек, которые последовали за уже произошедшими катастрофами. К сожалению, практика показывает, что данные не собираются в полном объеме и надлежащем качестве. Эксперты ОЭСР рассказали о том, какие меры государственной политики применяются в странах организации для организации отслеживания издержек бедствий.

Значение выстраивания системы раннего предупреждения катастроф с верно выбранным уровнем финансирования может быть хорошо продемонстрировано графиком ниже: развитые страны в большей степени склонны к тщательному сбору информации, и те же страны демонстрируют строго более низкую смертность участников бедствий.


Неудивительно, что наибольшее внимание уделяется сбору информации в случае крупных катастроф. Многие страны не имеют установленного процесса сбора и хранения данных о бедствиях, тем не менее, в случаях наиболее масштабных событий применяются достаточно четко разработанные схемы сбора данных, позволяющие охватить все источники издержек. Интересно при этом, что в странах, где ответственность за сбор данных распределена между широким кругом ведомств и министерств, не отмечается полнота собранной информации: в конечном итоге разрозненные изыскания непросто объединить в единый репозиторий.

Кроме того, рознятся подходы к пониманию экономического эффекта катастрофы. Во-первых, неоднозначно мнение о том, стоит ли относить к издержкам лишь только прямой эффект катастрофы (например, восстановление инфраструктуры) или также косвенные затраты, проявляющиеся в более длительном периоде (потери от простоя производства). Во-вторых, спорен вопрос об учете средств, потраченных на проведение предупредительных мер противостояния бедствиям. 




Отметим, что в России, как и во многих других странах мира, крайне значительный вклад в статистические наблюдения за последствиями бедствий вносят негосударственные исследовательские агентства. Так, например, исследование ученых из Технологического института Карлсруэ показало, что с начала прошлого столетия общий экономический ущерб от катастроф на планете составил 7 триллионов долларов США [1].

Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/assessing-the-real-cost-of-disasters_9789264298798-en#page81


[1] https://lenta.ru/news/2016/04/19/losses/