• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы 21 века и индикаторы образовательных систем

18-20 октября 2017 года в Париже прошло очередное заседание Рабочей группы по статистическим индикаторам образовательных систем (Indicators of Education Systems, INES). В мероприятии приняла участие Наталья Васильевна Ковалева, директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Среди проблем, с которыми сталкиваются экономики и общества 21-го века, можно назвать человеческие и социальные последствия международного финансового кризиса, реализацию целей глобального устойчивого развития, поощрение зеленого развития и реагирование на изменение климата, старение населения и формирование экономики знаний.

Образование является важной составляющей реакции на каждый из указанных вызовов. Знания способствуют повышению финансовой стабильности и благополучия. Статистические данные говорят о том, что в большинстве стран выпускники университетов зарабатывают больше лиц, не имеющих высшего образования. Однако предоставление системой образования равных и справедливых образовательных возможностей – начиная с раннего детского возраста и продолжая обучение на протяжении всей жизни - до сих пор остается актуальной проблемой глобального уровня. Системы образования призваны обеспечивать людей такими знаниями, навыками и инструментарием, чтобы они оставались конкурентоспособными на рынке труда и вовлеченными в жизнь общества.

Деятельность ОЭСР в сфере образования направлена на то, чтобы сделать инвестиции любого характера в образование сильными, эффективными и справедливыми.

Рабочая группа ОЭСР по индикаторам образовательных систем (INES) является авторитетным разработчиком точной и релевантной информации об образовании в мире. В рамках своей работы группа разрабатывает международно сопоставимые индикаторы, собирает и предоставляет данные, характеризующие системы образования государств-членов ОЭСР и ряда государств-партнеров. Благодаря этому у стран есть возможность оценивать свои системы образования в сравнении с системами образования других стран. В настоящее время особое внимание уделяется индикаторам образования 2030 и достижения целей устойчивого развития (SDG).

В рамках программы INES публикуется ежегодный доклад «Взгляд на образование» ( EducationataGlance) и другие материалы с целью содействия пониманию странами места их систем образования в глобальном контексте, разработке разумной, ускорения реформ в сфере образовательной политики и практики в государствах-членах и государствах-партнерах ОЭСР путем предоставления ценной информации об их позиции в разных областях, освещения достижений и стратегий в образовательной сфере и обмена международным опытом.

Для издания EducationataGlance и других публикаций группой INES используются следующие основные источники: ежегодный сбор данных ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростата (UOE data collection), в рамках которого формируется информация о численности студентов, абитуриентах, выпускниках на разных уровнях образования, образовательном персонале, размере классов, финансировании образования, других аспектах, а также о результатах, полученных на основании материалов обследований, проводимых сетями NESLI и LSO, в т.ч. - PISA, TALIS, PIAAC.

В рамках программы INES с участием экспертов - представителей различных стран постоянно осуществляется разработка новых индикаторов образования, методологии их расчета, аналитических и презентационных возможностей.

На очередном заседании рабочей группы повышенный интерес был проявлен к формированию и сопоставлению финансовых индикаторов. Важным пунктом повестки дня стало также обсуждение вопросов, касающихся индикаторов устойчивого развития и согласования краткосрочной и долгосрочной стратегии интегрирования целей устойчивого развития в деятельность программы INES, в том числе включения соответствующих индикаторов в очередную публикацию EducationataGlance.

Следует особо отметить деятельность INES в вопросе максимально открытого распространения информации об образовании на платформе OECD.Stat, позволяющей странам не только использовать качественную информацию, но также внедрять лучшие практики с точки зрения сбора и представления данных. Были предложены новые изменения, которые позволили бы сделать эту платформу более содержательной и дружественной для пользователей. Однако, даже учитывая отдельные слабые стороны данного инструмента, он может служить хорошим примером квалифицированной организации информации по образовательной проблематике.