Нам любые дороги дороги
О том, как экономия на качестве дорожного покрытия в конечном итоге приводит к бюджетным расходам. По данным нового доклада ОЭСР «Long-life Surfacings for Roads. Field Test Results».
Отчет ОЭСР «Long-life Surfacings for Roads. Field Test Results» подготовлен на основе результатов исследовательского проекта, который был запущен Международным транспортным форумом (ITF) в 2002 году. В отчете анализируются проблемы, связанные с ремонтом дорог, которые возникают из-за интенсивного движения при некачественном дорожном покрытии. В публикации обобщены результаты полевых испытаний двух инновационных материалов для дорожного покрытия - эпоксидно-асфальтового покрытия (EA) и высокопроизводительного цементирующего материала (HPCM).
Эксперты приходят к выводу о целесообразности использования новых инновационных покрытий на дорогах «hot spots», таких дорогах, где даже небольшое затруднение в движении, вызванное, например, ремонтом дороги, является неприемлемым по своему затратному составу. Таким образом новые инновационные покрытия, несмотря на высокую стоимость, в полной мере окупают затраты, возникающие в результате использования обычного асфальтового покрытия.
Рисунок 1. Принципы работы высокопроизводительного цементирующего материала (HPCM).
Рисунок 2. Двухкомпонентное эпоксидно-асфальтовое покрытие (EA).
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», на ремонт износившихся и строительство новых дорог в России в 2017 году из федерального бюджета выделено 494 миллиарда рублей. Для сравнения: федеральная космическая программа на 2016–2025 годы составляет 1,4 триллиона рублей, то есть 140 миллиардов ежегодно.
В рамках пресс-конференции 11 октября 2016 года глава Росавтодора Роман Старовойт отметил, что объемы финансирования (ухода за дорогами), по сравнению с периодом 5-7-летней давности, возросли, однако имеет место и экономия средств. Так, за последние три года Росавтодор на 40 процентов увеличил километраж вводимых в строй федеральных трасс по сравнению с периодом 2010-2012 годов — 1436 километров против 863 километров, в то время как финансирование данного направления увеличилось всего на 5,5 процента.
Данные показатели свидетельствуют о намеренном снижении качества дорожного покрытия, что в свою очередь будет влиять на увеличение затрат, связанных с ремонтом дорог. Такой подход, по оценкам экспертов ОЭСР, является затратным и не способствует развитию как транспортной системы, так и экономики страны в целом.
Аналитик Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ