• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обновленная Инновационная стратегия ОЭСР: влияние на национальные стратегии стран

21 апреля 2016 года был проведен круглый стол на тему «Обновленная Инновационная стратегия ОЭСР: влияние на национальные стратегии стран – членов ОЭСР и практическое применение в Российской Федерации» (The OECD Innovation Imperative 2015: Impact on National Innovation Strategies and Opportunities for Russia) в рамках XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Вступительный доклад «Инновации, предпринимательство и рост – новые инсайты текущей работы ОЭСР» в режиме видеоконференции представил Д. Пилат (ОЭСР). Докладчик отметил замедление темпов роста производительности труда в России, подчеркнув, что именно инновации являются главным драйвером не только ее роста, но и экономического благосостояния в целом в любой стране. При этом Д. Пилат продемонстрировал, что инновации не ограничиваются одними лишь вложениями в исследования и разработки, но также подразумевают, например, дизайн и брендинг, являющиеся наиболее прибыльными звеньями глобальных цепочек добавленной стоимости. Была также отмечена низкая инновационная активность российского бизнеса в целом и чрезмерная зависимость инноваций от государственной поддержки.
Способствуют инновациям в значительной степени благоприятные рамочные условия, которые хорошо известны. Здесь России есть к чему стремиться и над чем работать. Также для инновационного роста необходимо поддерживать малые и средние предприятия, но процесс их становления, развития и укрупнения наталкивается на серьезные барьеры, характерные для многих стран.
Опыт ОЭСР, представленный докладчиком, свидетельствует о необходимости применения разнообразных регулирующих мер (которые «собираются» в разные комплексы для конкретных стран и периодов времени) для достижения успеха в инновационном развитии. Этот подход известен в мире под общим названием «policy mix».
В качестве одной из рекомендаций было предложено акцентировать внимание государственной политики России на развитии университетских исследований, повышении роли вузов в координации государственных усилий в развитии инноваций, а также на поддержке академической мобильности ученых.
В заключение доклада Д. Пилат отметил важность информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики в переходе стран к современной технологической парадигме в рамках новой производственной революции, а также необходимость развития человеческого капитала.
Продолжая тематику современных форматов политики в сфере НТИ, А. Шадрин (Министерство экономического развития РФ) поделился опытом работы Министерства по корректировке Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, осветив текущие аспекты данной работы и ключевые наработки последних лет.
Особое внимание А. Шадрин уделил текущим мерам кластерной политики, среди которых были названы: более четкая фокусировка на ключевых приоритетах; выстраивание связей в рамках конкретных технологических цепочек для достижения синергетических эффектов и предотвращения утечек ресурсов, направляемых на развитие кластеров, возникающих при рассогласованности действий между организациями, создающими знания, с одной стороны, и трансформирующими их в инновации, включая производство новых продуктов и разработку передовых технологий, с другой.
Отдельно были отмечены усилия Минэкономразвития России по поддержке высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента предприятий и хозяйствующих субъектов, которые смогут взять на себя ответственность по доведению до конечного потребителя инновационных продуктов, базирующихся на знаниях и технологиях, получаемых исследовательскими коллективами, зачастую не обладающими необходимыми компетенциями.
Сообщение И. Григоренко «Национальная технологическая инициатива – краеугольный камень новой технологической политики России» было посвящено деятельности Агентства стратегических инициатив по реализации Национальной технологической инициативы в соответствии с поручениями по итогам Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 года. Докладчик осветил основные идеи данной инициативы, концептуальные особенности и механизмы ее реализации; разъяснил методологии отбора приоритетных направлений и инструментов инновационной политики, базирующейся на матричном принципе совмещения таких измерений, как технологии, рынки, услуги, человеческий капитал; описал механизмы координации при реализации инициативы.
И. Григоренко провела параллель с рекомендациями обновленной Инновационной стратегии ОЭСР, отметив два ключевых направления, по которым деятельность в рамках Национальной технологической инициативы пересекается с рекомендациями международных организаций. Речь идет о развитии человеческого капитала и навыков для инноваций, а также о создании благоприятного делового климата для инновационных предприятий. В ходе реализации технологической инициативы огромное внимание уделяется вопросам кадровой политики; уже созданы механизмы отбора лучших специалистов в сфере инноваций; разрабатывается комплексный инструментарий государственной политики, учитывающий потребности и интересы бизнеса, включая обеспечение инновационных предприятий современной физической инфраструктурой, нормативно-правовой базой, финансово-инвестиционной архитектурой и др.
Подводя итог состоявшемуся обсуждению влияния обновленной Инновационной стратегии ОЭСР на национальные стратегии других стран, возможностей практического применения ее рекомендаций в Российской Федерации, Т. Кузнецова (НИУ ВШЭ) подчеркнула необходимость дальнейшего развития и интеграции отечественных экспертных наработок, которые во множестве имеются у российских университетов и научных организаций, в практику государственной политики; изучения и использования исследовательских результатов лицами, непосредственно ответственными за принятие стратегических решений в сфере НТИ (в том числе при реализации таких инструментов, как Национальная технологическая инициатива).
Модератор дискуссии Л. Гохберг (НИУ ВШЭ) указал на необходимость разработки доказательных инструментов в управлении НТИ, которые позволят концентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, упрощая поиск и способствуя выработке обоснованных, эффективных, доказательных управленческих решений, интегрирующих разные источники информации и опирающихся на широкий спектр количественных и качественных методов с фокусом на долгосрочную повестку.
Ранее этим днем в рамках секции Сеccия Sb-10 «Научно-техническая и инновационная политика – 2» состоялось выступление Т.М. Мешковой и Е.Я. Моисеичева (НИУ ВШЭ) с докладом «Передовые разработки ОЭСР в области науки, технологий и инноваций: возможности для России» (Best practices in the OECD STI policy: Opportunities for Russia), ставшее прологом к вечерней дискуссии.
Докладчики подробно рассказали о сотрудничестве ОЭСР и России. Сотрудничество в сфере НТИ находится, по мнению экспертов, в некотором смысле «вне политики» благодаря общим глобальным вызовам (изменения климата, продовольственная безопасность и безопасность окружающей среды, проблемы здравоохранения и др.) и приоритетам (повышение качества жизни граждан, обеспечение долгосрочного экономического роста и др.). Среди актуальных приоритетов в сфере НТИ России, сопряженных с интересами ОЭСР, докладчики выделили развитие интеллектуального капитала, инновационного бизнеса, поиск новых методов государственного управления и международного сотрудничества в сфере НТИ.
В докладе было проиллюстрировано, с одной стороны, очевидное отставание России от стран ОЭСР в сфере НТИ, с одной стороны, а с другой, – лидирующие позиции государственного сектора по количеству занятых ученых и другим «научно-технологическим» параметрам. Эти и другие факторы не только формируют различия России и многих стран ОЭСР, но и задают условия формирования государственной политики. Докладчики отметили необходимость использования разнообразных инструментов поддержки частных НИОКР, кроме прямого финансирования. В конце выступления спикеры представили анализ «лучших практик» ОЭСР, основанных на последней ревизии инновационной стратегии ОЭСР 2015 года, а также промежуточные итоги проекта «Анализ передовых направлений исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области науки, технологий и инноваций и развитие системы информационно-аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной политики».