Комитет по образовательной политике ОЭСР (EDPC)
Повестка дня 19-го заседания Комитета по образовательной политике, состоявшегося 14-15 апреля в Париже, а также повестки ряда предшествующих заседаний показывают, что Комитет все больше погружается в проблемы общего и профессионального образования при некотором охлаждении к высшему образованию.
Это отражается и в принимаемых программно-бюджетных решениях, где поддержка развития программ PISA, TALIS и PIAAC сохраняется и даже несколько увеличивается с ростом участников и, соответственно, поступающих взносов, тогда как реализация проекта «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (The Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO) была практически прекращена.
Результаты PISA и TALIS лежат в основе как докладов о развитии систем образования отдельных стран, так и сравнительных аналитических докладов экспертов и программ комитета. Примечательно, что представленные на заседании материалы демонстрируют поистине широчайший диапазон подходов к национальным политикам в сфере общего образования, при этом, не давая никаких оснований для однозначного признания эффективности какого либо из них.
Так, «жесткая» система школьного образования, например, Южной Кореи (лидера PISA), демонстрирующая полную учебную нагрузку на школьника в течение 10 и более часов в день, не показывает существенных преимуществ перед более либеральными системами некоторых стран Европы, тогда как другие страны той же Европы показывают результаты гораздо ниже среднего. Неочевидна и зависимость результатов от финансирования общего образования.
Среди «организационных новинок» прошедшего заседания можно отметить практически внедренную систему предварительного заочного голосования по организационно-финансовым вопросам, что на самом деле дает повод к еще более серьезной и тщательной проработке материалов Комитета, представляемых для голосования и обсуждения до начала заседания, для выработки аргументированной позиции.