В Париже состоялась встреча по проекту Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, ESP)
25 – 26 января 2016 года в штаб-квартире ОЭСР в Париже состоялась встреча экспертной группы проекта «Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, ESP) – будущего масштабного лонгитюдного исследования развития социальных и эмоциональных навыков в школе и их влияния на дальнейшие достижения и благополучие человека.
Во встрече приняла участие Екатерина Алексеевна Орел, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, которая является национальный координатором реализации проекта в России.
Проект является одним из самых масштабных и амбициозных образовательных проектов ОЭСР. Одной из особенностей проекта является его реализация, рассчитанная на долгую перспективу. Предполагается, что данное лонгитюдное исследование должно охватить период, начиная от первого класса до выхода на рынок труда.
Исследований, связанных с оценкой качества знаний и предметных навыков в мире, проводится достаточно много, как на международном, так и на национальном уровне. ESP – это первый международный сравнительный проект, который призван оценить ресурсы школы, которые направлены на развитие личности ребёнка.
Естественно, подобное крупномасштабное исследование не может быть запущено без тщательной подготовки. Следующие два года будут посвящены сложной и требующей высокой экспертной специализации работе, такой как разработка и адаптация инструмента оценки социальных и эмоциональных навыков, а также анкет для сбора контекстной информации, определение выборки исследования. Кроме того, будет проведена процедура апробации исследования. Таким образом, к моменту начала основного цикла исследования в 2019 году все материалы, методология, методы и необходимые действия для реализации основного исследования будут тщательно отработаны для того, чтобы получить высококачественные данные.
Россия принимает участие в исследовании с самого начала (с 2014 года). Екатерина Алексеевна Орел, которая отвечает за реализацию исследования в России и будет проводить исследование в Москве, является постоянным участником рабочих встреч экспертной группы по проекту. На прошедшей встрече обсуждались вопросы разработки инструментов оценки и дизайна исследования. Сейчас проект находится на этапе выбора подрядчика, который будет заниматься разработкой инструмента, контролем качества данных, координацией и подготовкой отчётов. В первый день встречи комитет по оценке заявок представил две компании (пока их названий не раскрываются), которые подготовили самые сильные предложения. Окончательный выбор будет сделан наблюдательным советом Центра ОЭСР по исследованиям и инновациям в образовании (Centre for Educational Research and Innovation, CERI), заседание которого пройдёт в начале апреля.
Второй день встречи был посвящён обмену опытом между странами, включившимися в проект. Наиболее актуальными задачами сейчас являются: поиск финансирования и организация инфраструктуры (поиск и подготовка специалистов, описание задач и так далее). Представители семи стран из числа участников проекта (Канады, России, Италии, Колумбии, Норвегии, Кореи, Дании) поделились опытом организации подобных проектов и возможностей организации систем финансирования международных исследований. Так, Мисук Ким, представительница Кореи, рассказала об опыте широкомасштабной диагностики личностных качеств учеников корейских школ и коснулась не только результатов, но и процесса организации сбора данных в двух крупных городах.
Екатерина Алексеевна Орел выступила на встрече с презентацией, включающей информацию об особенностях образовательной системы Российской Федерации, необходимости учета специфических факторов при разработке и проведении исследования и ресурсах и возможностях НИУ ВШЭ как национального центра проведения исследования. Кроме того, эксперт НИУ ВШЭ рассказала об опыте привлечения финансирования для реализации широкомасштабных международных исследований в России.
Следующая встреча состоится во второй половине 2016 года в Сеуле.