• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перспективы формирования евразийского научно-образовательного пространства

11 апреля 2023 г. 10:00 – 11:30 
онлайн (на платформе Webinar)

Сфера научно-образовательного сотрудничества в ЕАЭС имеет огромный потенциал, который позволяет наладить многоуровневое сотрудничество, объединять научные знания и разработки, формирования совместные научные школы и развивать новые научные направления, развивать академическую мобильность, обмен кадрами и технологиями. Наука и образование отнесены к перспективным направлениям углубления евразийской интеграции. Укрепление международного сотрудничества в области человеческого капитала - наименее политизированной области взаимодействия - приобретает особо важное значение в условиях обострения экономических и политических противоречий между странами. В Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и в Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года поставлены амбициозные задачи формирования «территории инноваций», стимулирования научно-технических прорывов, развития человеческого потенциала как основного фактора устойчивого и сбалансированного экономического роста ЕАЭС, расширения экономического сотрудничества в области образования.

Отдельные инициативы в данных областях реализуются (например, создан и активно работает Научно-технич​еский совет при Председателе Коллегии ЕЭК, ведется разработка Программы повышения квалификации исследователей посредством взаимных стажировок в научных организациях и вузах государств-членов ЕАЭС; идет формирование национальных баз данных информации по науке, в том числе технологий, по единому межгосударственному кодификатору; дан старт Евразийскому сетевому университету; запущен ряд цифровых проектов и платформ).

Однако при этом остаются пока не решенными такие ключевые задачи как: разработка специального международного договора, регламентирующий вопросы межгосударственного научно-технического сотрудничества, создание специализированного Фонда по делам экономического и научно-технического сотрудничества, разработка Рамочной программы для поддержки совместных научно-исследовательских проектов, а также Евразийской программы образовательной и академической мобильности для студентов, аспирантов и преподавателей государств ЕАЭС.

В рамках председательства Российской Федерации в органах ЕАЭС в 2023 году развитию технологического потенциала стран – членов Союза, развитию высокотехнологичных производств и внедрению передовых научно-технических решений в ведущих секторах экономики, подготовке квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест уделяется особое внимание. В этой связи подчеркивается важность гармонизации национальных научно-технических программ, выработки общих образовательных и профессиональных стандартов, развития практики межвузовских стажировок и академических обменов, запуска совместных программ обучения и общих учебников по техническим и гуманитарным дисциплинам.

Представляется, что для выполнения поставленных в рамках Стратегии-2025 задач, российского председательства в ЕАЭС – 2023, а также в свете разработки новых стратегий развития ЕАЭС до 2030 и 2045 годов нужна ускоренная и форсированная разработка необходимых нормативно-правовых документов и инструментов сотрудничества, кооперационных проектов в области науки и образования. 

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько успешно продвигается углубление интеграции в сфере науки и образования? В чем основные проблемы и ограничения?
  • Насколько эффективными являются уже запущенные цифровые и платформенные проекты в области науки, образования, инноваций и рынка труда?
  • Возможно ли формирование евразийского образовательного и научного пространства в ЕАЭС (по опыту ЕС)? Масштабные задачи сотрудничества vs тактика «малых шагов» (реализация кооперационных проектов в сфере науки и образования)
  • Перспективные инструменты и форматы научно-технического сотрудничества (создание Центра высоких технологий ЕАЭС, е Межгосударственного фонда научных исследований государств-участников ЕАЭС/СНГ и др.)
  • Сетевое образовательное сотрудничество как альтернатива масштабной образовательной интеграции? Как придать динамике проекту Евразийского сетевого университета?
  • Каковы приоритетные направления для запуска кооперационных проектов в области науки и образования?
  • Какие меры необходимо предпринять на уровне государств-членов Союза и на наднациональном уровне для ускорения интеграции в образовательной и научно-технической областях?
  • Роль образовательного и научного сотрудничества в популяризации евразийской интеграции
Председатель: Т. А. Колобашкина, заместитель первого проректора, директор Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями, ИСИЭЗ, НИУ ВШЭ
Спикеры:
  • И. Н. Васильева, заведующая Центром международного научно-технического сотрудничества, Российский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
  • В. С. Ковалев, советник Председателя Коллегии ЕЭК М.В. Мясниковича
  • И.Р. Куклина, исполнительноый директор Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ (на согласовании)
  • В. В. Панова, проректор НИУ ВШЭ
  • В. C. Перебоев, Руководитель направления, Центр интеграционных исследований, Евразийский банк развития
  • А. А. Толпаров, директор Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ
  • А. В. Троицкий, проректор ГУУ, руководитель Секретариата Координационного совета Сетевого университета ЕАЭС
  • С.М. Юн, заведующий кафедрой мировой политики Факультета исторических и политических наук Томского государственного университета

Резолюция по итогам круглого стола (PDF, 427 Кб) 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.