• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О некоторых эффектах планируемого членства России в ОЭСР

В ходе проекта, выполненного по заказу Минэкономразвития РФ силами более двух десятков экспертов НИУ ВШЭ при координации Центра ОЭСР—ВШЭ ИСИЭЗ, были просчитаны эффекты ожидаемого членства России в ОЭСР по каждому из 21 направления сотрудничества, в частности, оценены экономические, социальные и политические последствия, а также возможное влияние на стратегии развития и инвестиционную привлекательность отдельных субъектов РФ. Обобщив возможные риски и преимущества от вступления России в ОЭСР, эксперты пришли к выводу, что в настоящий момент складывается достаточно благоприятная ситуация с гармонизацией в большинстве областей.

Подведены итоги трехмесячного проекта «Оценка последствий присоединения России к ОЭСР», выполненного по заказу Минэкономразвития РФ силами более двух десятков экспертов НИУ ВШЭ, чью работу координировал Центр ОЭСР—ВШЭ ИСИЭЗ.

 

Участники проекта просчитали эффекты ожидаемого членства России в ОЭСР по каждому из 21 направления сотрудничества, в частности, оценили экономические, социальные и политические последствия, а также возможное влияние на стратегии развития и инвестиционную привлекательность отдельных субъектов РФ.

 

«Мягкое», но все же право

Начатый в декабре 2012 года проект «Оценка последствий присоединения России к ОЭСР» осуществлялся в два этапа.

Прежде всего были выявлены и проанализированы обязательства ОЭСР по 21-му направлению сотрудничества, которые Россия принимает на себя как страна, присоединяющаяся к данной Организации. Особое внимание эксперты уделили нормативным актам ОЭСР, которые появились после 2009 года и, соответственно, не были охвачены в предыдущем анализе возможностей адаптации российского законодательства к ее нормативно-правовой базе (данный проект реализован также по заказу Минэкономразвития России в 2008—2009 гг., его результатом стала экспертная версия Начального меморандума о соответствии России требованиям ОЭСР).

Наряду с правовыми инструментами ОЭСР (legal instruments) эксперты рассмотрели также крайне важные с точки зрения совершенствования законодательства и правоприменительной практики стран-членов некоторые из ее новейших стратегических документов, а именно: Инновационную стратегию (OECD Innovation Strategy), Стратегию «зеленого» роста (OECD Green Growth Strategy), Стратегию по формированию и оценке компетенций (The OECD Skills Strategy), Обновленную стратегию занятости (The OECD Jobs Strategy).

Несмотря на то, что большинство нормативных документов ОЭСР относится к категории так называемого «мягкого» права, не влекущего для стран-членов каких-либо политических или экономических санкций, выполнение всех принимаемых государством при вступлении в Организацию обязательств может содержать в себе как риски, так и дополнительные возможности — с точки зрения национальных интересов, международного авторитета и престижа страны. Задачей первого этапа было идентифицировать наиболее «чувствительные» международные обязательства, в связи с которыми возникают наибольшие риски либо, наоборот, преимущества.

На втором этапе эксперты разработали практические рекомендации по минимизации рисков и максимизации преимуществ сотрудничества с ОЭСР, проведя более глубокий анализ всех «чувствительных» областей с точки зрения последствий в виде бюджетной нагрузки, необходимых усилий по гармонизации нормативно-правовой базы, возможных эффектов на секторальном, региональном и национальном уровнях.

Были предложены три сценария дальнейшего сотрудничества России с ОЭСР (инерционное, прогрессирующее или форсированное), в привязке к которым можно далее выстраивать систему приоритетов взаимодействия, формировать краткосрочные рабочие программы и долгосрочную стратегию сотрудничества России с данной организацией.

Для оценки финансово-экономических эффектов выполнения обязательств в области эффективного госуправления, системной борьбы с коррупцией и либерализации финансовых рынков в ходе проекта была также апробирована макроэкономическая балансово-эконометрическая модель, предложенная специалистами Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

У страха глаза велики

Обобщив возможные риски и преимущества от вступления России в ОЭСР, эксперты пришли к выводу, что в настоящий момент складывается достаточно благоприятная ситуация с гармонизацией в большинстве областей. Перечень принимаемых Россией обязательств и план по дальнейшей гармонизации в целом согласованы с руководством Организации. Выполнение ее международных требований уже сейчас благотворно влияет на совершенствование российского законодательства, и данная позитивная тенденция будет продолжаться. Вызовы и проблемы в отечественной экономике и социальной сфере, на которые обращает внимание ОЭСР, не представляют формальных препятствий для вступления нашей страны в Организацию, а, скорее, задают сюжеты дальнейшего диалога и сотрудничества с ней. Оценивая ситуацию по гармонизации как достаточно благоприятную, а также принимая во внимание авторитет и большие возможности ОЭСР, эксперты высказывают предположение, что она станет одной из наиболее удобных для России международных площадок, где возможно получение, как политических дивидендов, так и реальных экономических выгод, связанных с улучшением инвестиционного климата в стране в целом и отдельных регионах.

По некоторым направлениям (например: наука и образование, занятость и социальные отношения, ИКТ, конкурентная политика, туризм и т.д.) эффекты долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с ОЭСР проявляются уже сейчас достаточно явно, а в перспективе возможности использования ее опыта и экспертизы для перехода к инновационной экономике могут быть еще более расширены.

По ряду направлений сотрудничества (экология и оборот химических веществ, государственное и корпоративное управление, борьба с коррупцией, экспортное кредитование, негосударственное пенсионное обеспечение, содействие международному развитию, налогообложение) сохраняются отдельные обязательства, по которым риски связаны с существенной работой по гармонизации, дополнительной бюджетной нагрузкой, несогласованностью позиций ведомств, либо с возможной политизацией процесса присоединения России к ОЭСР.

На текущем этапе приоритетной задачей становится уже не столько гармонизация с нормами и требованиями данной международной организации, сколько создание механизмов для эффективного сотрудничества России с ОЭСР в качестве ее полноправного члена и максимизации возможных преимуществ такого партнерства.

Продолжение следует

Результаты проекта будут опубликованы в виде аналитического доклада. Также по итогам проекта в конце мая 2013 года ИСИЭЗ совместно с Минэкономразвития РФ планируют провести совместный экспертный семинар, на котором будут представлены успехи и трудности текущих переговоров по присоединению России к ОЭСР, опыт сотрудничества, возможные риски и преимущества в наиболее чувствительных секторах. Результаты проекта использовались для подготовки программы заседания подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, состоявшегося 26 февраля 2013 года. Ожидается, что результаты проекта и далее будут использоваться заинтересованными ведомствами и экспертными учреждениями, включенными в процесс сотрудничества с ОЭСР, смогут способствовать планомерному завершению переговоров между Россией и ОЭСР и ведению плодотворного и конструктивного диалога.