Форсайт для подъема Соловков
В июле Высшая школа экономики совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) провела первую летнюю школу «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага». Ее соорганизатором от Вышки выступила Татьяна Мешкова, директор действующего в структуре ИСИЭЗ Центра ОЭСР-ВШЭ.
В июле Высшая школа экономики совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) провела первую летнюю школу «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага». Ее соорганизатором от Вышки выступила Татьяна Мешкова, директор действующего в структуре ИСИЭЗ Центра ОЭСР-ВШЭ.
Развитие уникальной территории
Расположенные в 165 км от Северного Полярного круга, славящиеся своими уникальными природными богатствами Соловецкие острова занимали большое культурно-историческое значение в жизни России. С 1992 года Историко-культурный комплекс Соловецких островов входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Участники летней школы изучали возможности долгосрочного развития этой территории, где практически по любому вопросу необходимо находить компромисс между различными стейкхолдерами — администрацией, представителями бизнеса, местными жителями, насельниками монастыря и даже туристами.
Для решения непростых управленческих задач, связанных с разработкой и имплементацией стратегии развития Соловков, от Вышки туда направились социологи, историки, менеджеры, экономисты, психологи, специалисты в сфере медиа и бизнес-информатики, учащиеся магистерских программ по управлению образованием и измерениям в психологии и образовании. Со стороны САФУ были также биологи, физиологи и химики.
Объединившись в междисциплинарные команды под руководством преподавателей ВШЭ и САФУ, участники разрабатывали проекты по пяти направлениям «Экономика и туризм», «Общество», «Инфраструктура», «Природа и экология», «Образование» в привязке к 2030 году (именно такой горизонт планирования задан в основном рамочном документе развития территории — Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия). Участники летней школы использовали современные методологии стратегического планирования, форсайт-исследований, включенного наблюдения, контент-анализа источников и архивных документов, проводили экспертные опросы, встречаясь с представителями местного населения, туристами, паломниками, и полевые исследования биоресурсов (брали анализы почвы и воды). Практические занятия у них сочетались с лекциями по истории и биологическому разнообразию Соловков.
Проектная работа участников летней школы со стороны ВШЭ и САФУ продолжится и после ее формального завершения. В октябре им предстоит защита концепций своих проектов перед представителями областного правительства и Агентства по развитию Соловецкого архипелага, которые, наряду с Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником, также оказали поддержку проведению Летней школы.
Наиболее проработанные и обоснованные проекты имеют все шансы быть учтенными при доработке Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия и Концепции сохранения культурного наследия Соловецкого архипелага, а также в рамках реализации государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага Архангельской области (2014—2019 годы)» и Комплекса организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденного Правительством Российской Федерации.
… в партнерстве с САФУ
Идея проведения совместных летних школ, в том числе на Соловках, родилась в ходе визита руководства ВШЭ в САФУ в июле 2014 года и закреплена в соглашении о сотрудничестве между университетами. За прошедший год эксперты Института статистических исследований и экономики знаний и Института региональных исследований и городского планирования (ИРИиГП) НИУ ВШЭ приняли участие в международных конференциях, проводимых САФУ. Например, в феврале Константин Вишневский, заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, выступил с докладом «Региональный форсайт как инструмент развития сотрудничества: мировой опыт и возможности для России» на конференции «Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми научными организациями». Специалисты ИРИиГП регулярно участвуют в заседаниях Арктического экспертного клуба.
В развитие соглашения о реализации совместных мероприятий по развитию территорий, относящихся к Арктической зоне РФ, Вышка и САФУ продолжат прикладные исследования и экспертно-аналитическую и консалтинговую деятельность по таким, в частности, направлениям, как: мониторинг и стратегическое планирование социально-экономического развития Арктической зоны РФ; форсайт-исследования и разработка дорожных карт развития отдельных отраслей экономики; совершенствование системы статистического наблюдения за показателями социально-экономического развития Арктической зоны РФ; разработка мероприятий в сфере кластерной политики, программ развития отдельных кластеров и ряду других.
У всех участников летней школы — студентов и преподавателей — остались о ней самые теплые впечатления и воспоминания. В свободное от занятий время они знакомились с природой и достопримечательностями Соловков — ансамблем Соловецкого монастыря, историческими памятниками на горе Секирной и Заяцком острове, биостанцией на мысе Белужьем, а также участвовали в мастер-классах по традиционным северным ремеслам — Мезенской росписи, керамике, росписи северных пряников-козуль.
Сообщество участников летней школы ВКонтакте