• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Хочется надеяться на скорейшее возращение к переговорам о присоединении

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.

Хочется надеяться, что это решение, принятое в контексте политических событий вокруг Украины, носит временный характер. Сама ОЭСР дипломатично говорит именно о приостановке процесса присоединения, а не о прекращении сотрудничества с Россией.

Сотрудничество России с ОЭСР всегда было хорошим примером последовательной, взвешенной и прагматичной внешней политики. На вопрос, нужно ли вступать в ОЭСР, Россия, по сути, ответила еще в 1995 году, когда на саммите «Группы восьми» в Галифаксе заявила о своем стремлении вступить в эту организацию. В 1996 году Российская Федерация представила официальную заявку на вступление в ОЭСР. Тогда же ОЭСР признала вступление России в ряды своих членов «взаимно разделяемой целью».

Россия и ОЭСР постепенно расширяли и углубляли свое сотрудничество, последовательного придерживаясь курса на вступление нашей страны в эту организацию, повышая качество и эффективность сотрудничества. Нашей стране удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус страны-партнера, которая, не являясь членом организации, работает во многих ее комитетах и рабочих группах в качестве полноправного участника.

Россия всегда подчеркивала важность сотрудничества с ОЭСР, в том числе ее консультативной поддержки по многим направлениям в непростой для нашей страны период реформирования социально-экономической жизни, перехода к принципиально иному, рыночному, укладу экономики. Мы всегда вели открытый экспертный диалог с ОЭСР, с большим вниманием относились к тем рекомендациям, которые ОЭСР регулярно дает России в плане совершенствования экономики, в том числе в регулярных Экономических обзорах ОЭСР по России (совсем недавно, в январе 2014 года, обсуждение очередного Экономического обзора прошло в НИУ ВШЭ, когда ОЭСР предложила рецепт экономического роста России).

Важным промежуточным результатом этого многолетнего сотрудничества стало принятие 16 мая 2007 года на министерской сессии Советом ОЭСР решения о начале переговорного процесса о вступлении России в организацию. За период с 2007 года проделана очень большая работа по гармонизации российского законодательства с нормами ОЭСР, по уточнению позиций ОЭСР и России по многим направлениям. Долгосрочный и планомерный характер внутренней работы по гармонизации с нормами ОЭСР отражен в утвержденном Правительством РФ «Плане законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР». Сам процесс присоединения к ОЭСР положительно сказывается на качестве и эффективности участия представителей ведомств и экспертного сообщества в международном сотрудничестве на уровне ОЭСР.

Россия в полной мере прошла весь непростой путь, все процедуры, связанные с процессом присоединения. И этот процесс носил рабочий характер, а его трудный и затяжной (по сравнению с другими странами, приглашенными в 2007 году) характер был связан, прежде всего, с масштабом российской экономики, с намерениями нашей страны максимизировать преимущества сотрудничества с организацией и минимизировать риски, в том числе связанные с возможной политизацией этого процесса.

До сих пор наше сотрудничество с ОЭСР в очень малой степени (по сравнению с другими международными институтами) было подвержено политизации. Мы всегда придерживались принципов прагматичного и максимально деполитизированного сотрудничества. Мы относились к ОЭСР как к международному авторитетному экономическому институту, а не как к политической площадке.

Возможность использования ОЭСР и процесса присоединения России к ней как механизма политического давления (впрочем, как и угрозы исключения из «Восьмерки») не с лучшей стороны характеризует систему глобального экономического управления, показывая, что, несмотря на все усилия посткризисного периода, она функционирует по прежним правилам, когда национальные интересы довлеют над общими глобальными интересами, над интересами стабильного и предсказуемого развития мировой экономики.

По состоянию на конец 2013 года большая часть комитетов ОЭСР дала положительное заключение о готовности России к вступлению с ОЭСР с точки зрения нормативно-правовой гармонизации, и за прошедший период вряд ли могло что-то измениться в состоянии российской экономики и нормативно-правовой базе с точки зрения готовности присоединения к клубу «экономически развитых стран». Есть очевидные предпосылки присоединения России к организации, связанные и с изменениями самой организации в сторону расширения состава членов, и со стабильным и качественным развитием российской экономики.

Эта организация рассматривалась как одна из наиболее удобных для России международных площадок, где возможно получение реальных экономических выгод, связанных с улучшением инвестиционного климата, качества и эффективности государственного управления, борьбы с коррупцией и прочего. Хочется надеяться, что накопленный потенциал сотрудничества, многолетние профессиональные контакты российских экспертов с ОЭСР, совместные проекты и инициативы, взаимная заинтересованность в продолжении сотрудничества станут залогом сохранения конструктивных отношений России и ОЭСР и скорейшего возращения к переговорам о присоединении.