Оценка прогресса в навыках критического мышления и креативности
Одной из целей современного образования является развитие креативности и критического мышления. Данные компетенции являются навыками «высокого» порядка и стимулируют укрепление аналитического потенциала нации. Креативное и критическое мышление тесно взаимосвязаны. Креативное мышление составляет основу для разработки новых исследований, технологий, инновационных процессов. Креативное мышление направлено на создание новых подходов и идей, на прогнозирование изменений в различных отраслях. Развитие таких компетенций направлено на повышение конкурентоспособности обучающихся на рынке труда и в повседневной жизни, что ведет к повышению общей эффективности экономики.
Однако возможности оценки и стимулирования развития таких компетенций сильно ограничены. Одной из причин можно назвать то, что образовательные системы не в состоянии установить адекватные критерии формального оценивания наличия таких компетенций у учащихся. В массовой школьной практике нет таких педагогических технологий и оценочных инструментов, которые позволяют формировать и оценивать эти компетенции в рамках традиционного урока и в соотнесении с конкретным предметным содержанием. К тому же нет ясного описания в рамках образовательных стандартов, понятного для участников образовательного процесса, а также понимания того, как подобные компетенции могут быть четко сформулированы в рамках работы преподавателей, разработки политических и стратегических документов политиками, а также самими учащимися. Необходимым является встраивание в учебные программы мероприятий, позволяющих совершенствовать такие компетенции.
Проект «Оценка прогресса в навыках критического мышления и креативности» (Assessing Progression in Creative and Critical Thinking Skills in Education) реализуется Центром исследований и инноваций в образовании ОЭСР. Основная цель проекта - выработать общее понимание и международную рамку для оценки креативности и критического мышления, которая поможет участникам образовательного процесса формировать и развивать такие компетенции. Разработанная рамка даст четкое описание креативности и критического мышления, позволит учителям оценивать уровни сформированности данных умений и индивидуальный прогресс учащихся. Кроме того, участие в проекте отвечает актуальным задачам совершенствования системы общего образования и формирования у учащихся компетенций и навыков 21 века.
Для реализации цели также предполагается разработка инструментов формирующего оценивания (formative assessment tool) для оценки индивидуального прогресса учащегося и разработка заданий на формирование критического мышления и креативности в рамках предметных уроков (математика и естественные науки) на начальной и основной ступени школы. Кроме того, в задачи проекта входит формирование банка педагогических практик, подтверждающих и иллюстрирующих развитие креативности и критического мышления.
Пилотная стадия проекта в России была запущена в 2016 году. В 2017-2018 гг. проходит разработка и валидизация инструмента исследования. Оценка креативности и аналитического мышления, реализуемая в данном проекте, может быть интегрирована в международные сравнительные исследования качества образования, например, в Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).
Елена САБЕЛЬНИКОВА
Мария ДОБРЯКОВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.