• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием




Роль государства как собственника имущества неоспорима и требует внимательно и ответственного отношения для сохранения разумного баланса между вмешательством в корпоративное управление и отстранением от него. Впервые изданные в 2005 году, «Принципы корпоративного управления ОЭСР» претерпели ряд изменений и в 2015 году были переизданы, став логическим дополнением к другим проектам Организации.
С одной стороны, роль предприятий с государственным участием достаточно прозрачна: они традиционно функционируют в сферах, связанных с обеспечением базовых потребностей населения (к примеру, коммунальные компании, жилищные комплексы). С другой – государственные предприятия зачастую выступают крупными игроками на международных рынках. Поэтому важным для повышения доверия широкой общественности является обосновать, почему те или иные предприятия владеют большим имуществом. Цели управления каждым конкретным предприятием должны быть четко обозначены и подвержены периодическому пересмотру.
Действуя в соответствии с установленными целями, но не противореча собственным задачам предприятия, государство должно обеспечивать его эффективное функционирование при соблюдении требований транспарентности. Важным механизмом выполнения данной рекомендации является разработка стандартов отчетности и планирование ее регулярного открытого опубликования, а также постоянное взаимодействие с внешними аудиторами.
Другим принципом деятельности предприятий с государственной собственностью является условие сохранения конкурентной среды на рынке, что предполагает регулирование их деятельности общими законодательными нормами, в то время как взаимодействие с другими участниками рынка основывается только на коммерческих принципах. Таким образом, государственные функции в сфере управления рынком должны быть четко отделены от корпоративных функций в рамках предприятия – как с точки зрения разделения бюджета, так в рамках определения краткосрочных задач.
В отношении прав акционеров и инвесторов ОЭСР отмечает необходимость обеспечения равного положения всех собственников предприятия в тех случаях, когда оно становится публичным. Любые аспекты функционирования предприятия на рынке должны осуществляться на рыночных условиях, а информация быть одинаково доступной всем инвесторам.
К ответственному деловому поведению ОЭСР призывает и в случае взаимодействия с заинтересованными лицами. Для этой цели необходима разработка программ по контролю за внутренней этикой предприятия, что предотвращало бы возникновение коррупции и иных мошеннических схем. И наоборот, финансовые результаты предприятий с государственным участием не должны рассматриваться как источник государственного финансирования.
 

Отдельное внимание Организация уделяет обеспечению прозрачного функционирования предприятий с государственным участием. Раскрытию должна подлежать вся существенная информация – начиная от заявления целей предприятия и заканчивая оглашением источников финансирования программ и соответствующих рисков.
Особенно высокая степень ответственности за исполнение всех вышеописанных принципов ложится на совет директоров. В этой связи формирование состава совета директоров должно производиться на основе глубокого анализа профессионализма претендентов. Совет директоров, в свою очередь, должен быть ответственен за независимое принятие решений, способствующих обеспечению эффективной деятельности предприятия.
Российская Федерация стала активным участником пересмотра Руководящих принципов ОЭСР по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием. Кроме того, 22 октября 2015 года Московская биржа провела круглый стол с участием ОЭСР по вопросам корпоративного управления. После подведения итогов анализа российского законодательства и практик на соответствие «Принципам корпоративного управления “Группы двадцати” и ОЭСР», а также эффективности Российского кодекса корпоративного управления эксперты сформулировали рекомендации для инвесторов на российском рынке. К ним, кроме прочего, была отнесена необходимость избегать формализма при выполнении требований Кодекса, а также важность принятия мер, нацеленных на возвращение в страну офшорных инвестиционных капиталов.

Анастасия МАТЮХИНА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.