• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование гендерного неравенства: проект ОЭСР


Кризис 2008 года, последовавший за длительной эпохой стабильного развития (Great Moderation), подвел черту под периодом благополучия. Так, около 200 млн людей остались без работы, а доля тех, кто находится в группе риска бедности и социальной изоляции, после кризиса возросла до 25% в относительно благополучных странах ОЭСР (рис. 1).
В попытке переосмыслить причины кризиса и его последствия появился NAEC – New  approaches to Economic Challenges, инструмент, позволяющий оценить взаимосвязи и основные закономерности развития мировой экономики. Но количественный рост показателей эффективности экономики без качественных изменений приведет к экономическому спаду после истощения ресурсов роста, поэтому он должен основываться именно на улучшении жизни всех людей: здоровья, работы и навыков, качества окружающей среды, а также эффективной работе социальных и политических институтов. Таким образом, в фокусе новой политики – достижение устойчивого роста благосостояния для всех благодаря всеобщим усилиям (Inclusive Growth). Это относится к благосостоянию женщин и привлечению их в экономику в той же степени, что и мужчин.
Направление работы ОЭСР, посвященное гендерному неравенству, занимается анализом существующих препятствий на пути к участию женщин в образовании, рынке труда, предпринимательстве наравне с мужчинами. На портале размещена информация о прогрессе в отношении достижения гендерного равенства в следующих сферах дея-тельности: образование, в том числе финансовое, наука, рынок труда и баланс работы и личной жизни, предпринимательство, государственное управление, положение женщин в развивающихся стра-нах, благополучие, налогообложение.
С основным перечнем публикаций можно ознакомиться на странице портала, но некоторые из указанных направлений работы мы рассмотрим в этом материале.
 
Рисунок 1. Количество безработных женщин на 2014 год, %
По данным ОЭСР.
 
Профессиональные навыки, приобретаемые в ходе получения качественного образования, – это необходимое условие для участия в рынке труда, а значит, и в экономике. Основной инструмент оценки, используемый ОЭСР, – анализ формальных данных (количество мальчиков/девочек, поступивших в школу, институт, получающих третичное образование), а также результаты теста PISA, оценивающего грамотность в области математики, технических наук и понимание информации (чтение) среди 15-летних школьников (здесь, например, полная версия теста 2012 года). Немного статистики: больше половины юношей и чуть меньше девушек в возрасте 15 лет сдают тест на низшие оценки, все девушки испытывают неуверенность при решении математических задач, что, скорее всего, является следствием гендерных стереотипов родителей.
Выявленные закономерности, видимо, объясняют неравное участие женщин и мужчин в технических профессиях (STEM), что является упущением потенциала участия женщин в этих науках: увеличение квалифицированных, талантливых сотрудников может означать ускорение темпов развития технологий.
Несмотря на значительные успехи в получении первичного и вторичного образования, женщины реже становятся докторами наук, чем мужчины. Это важно учитывать, потому что звание доктора наук – своего рода фильтр доступа к принятию решений в научных исследованиях и инновациях. Также ОЭСР оценивает количество публикаций и некоторые другие показатели, с ними можно ознакомиться, например, здесь.
Если говорить об участии женщин в рынке труда и балансе работы и личной жизни, нужно признать, что традиционно женщины делают больше неоплачиваемой работы, чем мужчины. Под такой работой понимается забота о детях и пожилых людях, создание уюта, поддержание чистоты в домашнем хозяйстве. Забота о доме также приводит к созданию ценности товаров (value creation) и таким образом делает свой вклад в экономику, и ОЭСР учитывает ее в своих расчетах. Например, если бы пылесос не нашел должного применений в домашнем хозяйстве, компании, производящие электронику, сняли бы его с производства – таким образом, покупатель включается в процесс создания (стоимости) товара, а это один из индикаторов перехода к экономике, ориентированной на предложение услуг (service-dominant logic). Этот вклад достаточно значителен: если теоретически попробовать монетизировать неоплачиваемую работу, которую выполняют женщины, то вклад составит в зависимости от страны от 10 до 39% ВВП.
Однако с улучшением образования и ростом занятости все меньше женщин располагают временем, чтобы делать неоплачиваемую работу, в то время как забота о тех, кто в ней нуждается (например, пожилые люди, дети, от которых отказались родители), возрастает, поэтому в этом вопросе необходимо участие правительств.
Важно обратить внимание и на то, что равенство в понимании ОЭСР скорее предполагает учет особенностей и потребностей женщин и мужчин, чем тождественность. Это можно проследить на примере налогообложения, стратегия и тактика которого также должны быть, по мнению ОЭСР, более селективными (gender-sensitive). Так, НДС может способствовать гендерному неравенству из-за различий в паттернах потребления мужчин и женщин – последние потребляют больше товаров и услуг, связанных с образованием, здоровьем, продовольствием. Это значит, что без категорий товаров, облагаемых пониженным НДС, женщины будут платить больший налог, при этом зарабатывая меньше, чем мужчины.
Разница в зарплате соответствует особенностям занятости мужчин и женщин (рис. 2): женщины чаще работают part-time, в неформальном секторе (а значит, не платят налоги, которые могли бы финансировать улучшение институтов по уходу за детьми, чтобы обеспечить больше времени, которое женщины могли бы использовать для оплачиваемой работы), подвергаются дискриминации из-за возможного перерыва в работе из-за рождения детей, реже работают в высокооплачиваемых отраслях (STEM).
Под предпринимательством ОЭСР понимает создание и управление компаниями – как коммерческими, так и некоммерческими (социальное предпринимательство). Предпринимательство выгодно для экономики, т.к. обеспечивает занятость на рынке труда и доход населения, в том числе женщин, иммигрантов и других небольших групп населения; доступность соответствующего дополнительного образования, кредитов, налоговой политики – это инвестиция в человеческий капитал, в том числе в отношении тех, кто не собирается заниматься предпринимательством. В целом это инструмент для борьбы с безработицей и бедностью.
Активная социальная политика, предполагающая доступность образования, разделение работы между сотрудниками (job sharing), предоставление субсидий компаниям, задействующим в работе определенные неблагополучные группы населения (женщин с маленькими детьми, иммигрантов) – эффективный инструмент для привлечения в экономику и этих групп населения.
 
 
Рисунок 2. Соотношение доходов женщин-предпринимателей к доходам мужчин-предпринимателей на 2014 год, %
По данным ОЭСР.
 
В целом ОЭСР рекомендует следующие шаги для уменьшения разницы занятости мужчин и женщин на рынке труда: равный доступ к качественному образованию, вне зависимости от уровня дохода и социального положения, а также финансовое просвещение и доступ к кредиту, освобождение женщин для оплачиваемой работы, более гибкие условия работы, обеспечение эффективности отпуска по уходу за детьми (меньше выплат от компаний, равные условия для обоих родителей), меры против дискриминации при приеме на работу, обеспечение невыгодности неформальной занятости, борьба с жестоким отношением с женщинами.
Как можно заметить, ОЭСР считает финансовую грамотность одним из элементов образования, делающим возможным полноценное участие в экономике. Тесты финансовой грамотности отражают возможность населения пользоваться финансовыми инструментами, такими как кредит, ипотека, банковские карты, и понимать последствия финансовых решений (какую выручку можно получить через год, положив определенную сумму в банк под определенный процент), как долгосрочных, так и краткосрочных.
Участие в экономике женщин наравне с мужчинами – это неиспользованный ресурс для ее развития. Доступ к политическим решениям важен, потому что позволяет привлечь внимание к проблемам, потребностям женщин – значительной части общества, чье мнение при эксклюзивно мужском участии в политике часто упускается. Например, каким бы неожиданным ни казался законопроект Марии Кожевниковой о запрете кокосового масла, он все же отражает обеспокоенность женщин низким качеством доступного продовольствия.
Основные индикаторы, которые учитывает ОЭСР при оценке положения женщин в развивающихся странах, – это наличие семейного законодательства, закрепляющего больше прав за мужчинами, чем за женщинами, угроза физической целостности женщин, предпочтение сыновей дочерям (son bias), неполный доступ женщин к собственности и земельным ресурсам, ограничение их гражданских прав.
Например, согласно данным ОЭСР на 2014 год, в России заключалось 8% браков с несовершеннолетними (преимущественно за счет Кавказа), что больше, чем, например, в Казахстане (5%) и европейских странах, но меньше, чем в Болгарии (9%), Грузии, Египте. В том же 2014 году 25% опрошенных женщин посчитали оправданным в некоторых ситуациях семейное насилие в отношении женщин: это больше, чем во всех европейских странах и том же Казахстане, но меньше, чем в других развивающихся странах.
 
 
График 3. Восприятие насилия, % женщин, считающих оправданным домашнее насилие по отношению к женщинам
 
На реализацию политических решений, способствующих гендерному равенству, ОЭСР ежегодно направляет в развивающиеся страны около 2% денежной помощи – это около 8,8 млрд долларов США. Здесь можно подробнее ознакомиться с тем, для чего именно эти суммы предназначены.
Более интенсивное участие женщин в рынке труда стало двигателем экономики многих стран на протяжении нескольких десятилетий. Помимо глобальных последствий это может способствовать уходу от бедности значительного количества семей, т. к. женщины в большей степени, чем мужчины, тратят свой доход на еду, здравоохранение, образование детей, таким образом делая значительный вклад в улучшение человеческого капитала, что является, по мнению ОЭСР, залогом устойчивого экономического роста.
Согласно индикаторам, используемым ОЭСР для мониторинга прогресса в этом направлении, Россия опережает многие развивающиеся страны, но отстает практически от всех европейских стран.
Если закономерности, которые выявлены ОЭСР в ходе исследований, действительно отражают механизм работы мировой экономики, то важно уделить должное внимание вопросу создания возможностей участия женщин в экономической, социальной, политической жизни. Тем более что набор инструментов оценки и улучшения состояния для этого уже существует.
России, как и любому другому государству, нужны здоровые квалифицированные работники, предприниматели, в том числе для того, чтобы применять инновационные технологии. Потенциал участия женщин в экономике России, как и в других странах, не задействован до конца. Речь идет в первую очередь об образованных, компетентных, уверенных в благополучии и безопасности себя и своей семьи женщинах.
Используя опыт ОЭСР, мы можем достичь не только этого, важно, чтобы предпринимаемые шаги стали не пустой формальностью. Следовательно, нужны механизмы, обеспечивающие претворение политических решений в жизнь, что является задачей правительства каждой страны в отдельности.

Екатерина ИВАНОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.