• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что определяет стили руководства школами? Исследование TALIS 2013


Стиль руководства школой важен для эффективной организации образовательного процесса. Данная публикация включает описание лучших лидерских практик, подразумевающих планирование, координацию деятельности, а также оценку и совершенствование преподавания в школах.
Данное исследование проводилось в период с 2012 по 2014 год. В нем приняли участие 200 школ, от каждой – 1 директор и 20 преподавателей. Опрос проводился отдельно для директоров и преподавателей и занимал от 45 до 60 минут.
Результаты исследования позволяют выделить четыре типа руководства учебным заведением. Первый тип – комплексное (интегрированное) руководство: представители данного типа уделяют внимание и учебной, и организационной работе. Второй – инклюзивные лидеры, они активно привлекают преподавателей, школьников и их родителей к решению вопросов и проблем школы, но меньше времени посвящают организации учебного процесса. Третий – образовательные лидеры, они большее внимание уделяют учебной работе и меньшее – вовлечению всех заинтересованных сторон в решение вопросов по управлению школой. Четвертый – административные лидеры, они уделяют большее внимание управлению школой и администрированию, но меньше –воспитательной работе. В данной публикации приводятся результаты анализа ОЭСР, направленного на то, чтобы выяснить, какой тип руководства является наиболее выраженным в странах Организации, как взаимосвязаны тип руководства школой и пол директора, его опыт преподавательской деятельности и климат в школе.
 


Рисунок 1. Распределение типов руководства учебными заведениями в разных странах

В ходе данного исследования было выявлено, что большинство директоров школ являются интегрированными лидерами, но около 30% респондентов уделяют внимание только учебному процессу, т.е. являются образовательными лидерами (рис. 1). К тому же стоит отметить, что школы, где руководитель является интегрированным лидером, зачастую сотрудничают между собой.
В большинстве стран результаты (от 70% респондентов) показали, что преподаватели несут ответственность за результаты, которые показывают школьники по итогам своего обучения.
На рисунке 2 представлены различия в руководстве учебным заведением между мужчинами (на графике обозначены синим цветом) и женщинами (на графике обозначены серым цветом). Примерно 75% учителей-женщин в Болгарии, Бразилии, Латвии и Российской Федерации. В отличие от этого менее 10% учителей-женщин в Японии и Корее. В Дании, Нидерландах и Новой Зеландии 60% директоров – это мужчины.
В Австралии, Японии, Норвегии и Португалии больше женщин-директоров, чем мужчин. В Финляндии, Латвии, Мексике, Нидерландах и Румынии мужчины-директора уделяют большее внимание образовательному управлению, чем женщины. Но гендерные различия носят незначительный характер и могут варьироваться по странам.
 


Рисунок 2. Руководство учебными заведениями мужчинами и женщинами в разных странах

Рисунок 3 показывает, как опыт преподавательской деятельности влияет на управление директором образовательным учреждением.
Опыт респондентов варьировался следующим образом: менее 2 лет, от 3 до 10 лет, от 11 до 20 лет, более 20 лет стажа. По итогам опроса типы руководства преподавателей, имеющих стаж от 3 лет, отличались между собой незначительно. Количество директоров со стажем преподавания до 2 лет очень мало и составляет 8%, они представлены в ОАЭ и Франции. В Канаде, Израиле, Италии, Малайзии и Китае все директора имеют стаж от 3 лет и более.
Результаты опросов показали, что наиболее частый тип руководства школой – использование комплексного подхода (50% респондентов). Это является хорошим показателем, т.к. директор занимается не только учебной работой, но и принимает участие в решении проблем школы, прислушиваясь к мнению школьников, их родителей и других преподавателей при принятии каких-либо решений. 17% директоров – инклюзивные лидеры, они также принимают активное участие в решении проблем школы и привлекают школьников к решению этих проблем, что положительно сказывается на успеваемости школьников и их заинтересованности в развитии школы, т.к. они видят результат своей работы и ощущают причастность к общему делу (рис. 4).
 


Рисунок 3. Число руководителей в зависимости от преподавательского стажа (незначительный, отсутствующий, стаж преподавания от 11 и от 20 лет)
 


Рисунок 4. Доля руководителей в зависимости от осуществляемого типа руководства школой

Также в данном исследовании представлен анализ того, как различные типы руководства учебными заведениями взаимосвязаны с учебным климатом в школе. Рисунок 5 показывает, что чем активнее директор взаимодействует со школьниками и их родителями и привлекает их к решению общих проблем, тем положительнее отношения школьников и учителей в школе.
 


Рисунок 5. Влияние типа руководства школой и других факторов на учебный климат в средней школе

Результаты данного исследования могут быть полезны представителям министерств образования и науки, директорам школ, завучам, методистам и учителям, поскольку данное исследование позволяет понять, как лучше выстроить модель управления учебным заведением, как взаимодействовать со школьниками, их родителями и другими преподавателями, для того чтобы вовлечь в процесс все заинтересованные стороны и способствовать улучшению климата в учебном заведении.

Тамара БЕЛЯЕВСКАЯ

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.