• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Положение женщин в странах Тихоокеанского альянса


Один из недавних докладов ОЭСР посвящен анализу гендерного неравенства в образовании, предпринимательстве, оплачиваемой и неоплачиваемой работе в странах Тихоокеанского альянса – союза четырех латиноамериканских государств (Чили, Мексика, Перу и Колумбия), созданного в 2011 году с целью разносторонней интеграции этих стран. 
Привлечение женщин – это важный шаг для экономики переходных государств. Например, для некоторых стран Альянса преодоление разрыва в занятости мужчин и женщин может увеличить ВВП на душу населения примерно на 1100 долларов США (по оптимистичному сценарию) как  за счет увеличения числа работающих, так и за счет увеличения числа талантливых работников. 

Что для этого нужно
Однако для этого необходимо создать механизмы для освобождения времени женщин, которое уходит на неоплачиваемую домашнюю работу, заботу о детях и пожилых людях, создать способы вовлечения неработающих и неучащихся молодых людей в экономику, более комфортные условия для занятия предпринимательством, сделать привлекательной формальную занятость, а также важно разрушить существующие гендерные стереотипы.

Где сейчас страны Альянса на этом пути
Основные рассматриваемые в докладе показатели процесса вовлечения женщин в экономическую жизнь государства – это число женщин, получающих школьное образование и учащихся в институте, результаты стандартизированных тестов по математике, занятость на рынке труда и количество безработной неучащейся молодежи (NEETs). Как можно заключить из таблицы, приведенной ниже, страны Альянса по этим показателям сравнимы со странами ОЭСР, но необходимо продолжение работы в этом направлении.
 
 
 
Таблица 1. Ключевые показатели гендерного неравенства в странах Тихоокеанского альянса и ОЭСР
 
Образование
В целом девушки попрежнему показывают худшие результаты в точных науках (STEM) и реже выбирают подобные специальности по сравнению со странами ОЭСР. Для точных и естественных наук это такая же потеря ресурса, как и для рынка труда. 

Рынок труда
Разрыв в показателях занятости для мужчин и женщин остается значительным, в том числе за счет формальной незанятости менее образованных женщин и представительниц коренного населения, хотя даже образованные женщины в странах Альянса зарабатывают меньше мужчин. Соответственно и большее количество женщин живет за чертой бедности (которая определяется как 50% медианного национального дохода): за чертой бедности около шестой части всех женщин. 
Одна из возможных причин – значительная занятость в домашнем хозяйстве и материнство: на эти активности уходит больше времени, и женщины могут меньше времени тратить на оплачиваемую работу. Диаграмма ниже иллюстрирует зависимость между процентом работающих женщин и средним объемом работы по дому по странам.
 
 
Рисунок 1. Зависимость между процентом работающих женщин и средним объемом работы по дому
 
Из-за большой занятости в домашнем хозяйстве женщины чаще всего работают в более рискованном неформальном секторе экономики, который не подразумевает налоговых отчислений в фонды, гарантирующие социальные льготы и пенсии, но предлагает большую гибкость в режиме работы. Это, в свою очередь, уменьшает вероятность формальной занятости в будущем и помощи государства в пенсионных случаях. 
Неформальная занятость характерна не только для женщин: например, в Мексике около 50% мужчин утверждают, что никогда не платили налогов. 
Привлечение людей в формальный сектор экономики возможно с помощью конкретных мер. Так, Колумбия частично решила эту проблему с помощью временного снижения пенсионных отчислений с работников некрупного бизнеса, государственных субсидий для предприятий, нанимающих работников из уязвимых социальных групп, таких как, например, женщин после 40 лет с перерывом работы более года.
Также тот факт, что среди политиков в странах Альянса становится все больше женщин – от 16 до 37% в зависимости от страны, позволяет надеяться, что проблемы женщин будут оставаться в фокусе общественного внимания. 
Занятие предпринимательством в странах Альянса связано со значительными рисками и для женщин, и для мужчин. Например, около 80 процентов и мужчин, и женщин в Перу воспринимают задачу создания собственного дела как чрезмерно сложную.

NEETs
Еще один показатель неблагополучия в обществе – это число неучащихся и неработающих молодых людей от 15 до 29 лет (Notinemployment, educationortraining, NEETs). Многие из них не могут позволить себе учиться из-за отсутствия финансовой поддержки и накоплений. Обычно это люди из самых уязвимых слоев населения, поэтому часто бедность распространяется и на следующие поколения. Помимо прочего, NEETs вносят свой вклад в количество преступлений и насилия.
Несмотря на увеличивающееся число подростков, посещающих школу, юношей и девушек, количество неучащихся безработных в странах Альянса больше среди последних, в том числе за счет молодых матерей. Сложности с завершением образования уменьшают шансы на устройство на работу в формальном секторе и социальную защищенность. Это подразумевает недоступность детских садов, пенсий, пособий, а это значительный риск бедности и следующих поколений – замкнутый круг. Например, в Чили и Перу около 50 и 75% детей соответственно рождаются у девушек 15–19 лет. 

Гендерные стереотипы
При ответе на вопрос, должны ли мужчины в кризис иметь приоритет перед женщинами в получении рабочих мест, только около 23% молодых людей до 29 лет ответило положительно, в отличие от тех, кто старше 50. Это можно принять за свидетельство того, что стереотип о неравенстве мужчин и женщин все же постепенно изживает себя.

Что делать
В отношении стран Альянса ОЭСР дает достаточно общие рекомендации для уменьшения разрыва занятости и образованности между мужчинами и женщинами:
– обеспечить равный доступ молодых людей к обучению прибыльным профессиям, в том числе STEM (материально стимулировать продолжать образование тех, кто может быть отчислен, просвещать родителей и детей относительно гендерных стереотипов в образовании, вовлекать NEETs в образовательную цепочку); 
– принять меры для привлечения женщин в формальный сектор экономики, в том числе за счет социальных гарантий формально занятым (снизить издержки устройства на формальную работу, улучшить механизмы контроля, обеспечить выгоду такого перехода);
– обеспечить поддержку предпринимателей-женщин – как и предпринимателей-мужчин (финансовое просвещение и доступ к финансовым инструментам, обеспечение выгодности перехода микро- и малых предприятий из неформального сектора в формальный);
– обеспечить равные возможности ухода за детьми и участия в оплачиваемой работе для обоих родителей (за счет качественного государственного ухода за детьми работающих родителей, изменить налоговую политику в отношении родителей, также стандартизировать условия отпуска по уходу за детьми и возвращения из него);
– создать условия для гендерного равенства на рабочих местах (прозрачная зарплатная политика, неизбежность наказания дискриминации, просвещение общества через каналы медиа, политика относительно уязвимых групп населения: представительниц коренных народов, мигрантов). 

Где мы?
Возможно, и в России, стране по некоторым параметрам сравнимой со странами Тихоокеанского альянса, может быть учтен опыт этих латиноамериканских стран. Некоторые шаги были предприняты и у нас: среди них, например, упрощение налогового законодательства для ИП, полуторагодовой оплачиваемый отпуск для матерей, рассчитываемый исходя из «белой» заработной платы, доступный отпуск по уходу за детьми для отцов. 
Однако стереотип «женской» и «мужской» работы и специализации по-прежнему актуален, разделение домашней работы отражено даже в анекдотах, неформальный сектор в экономике процветает, а различие между ситуацией в крупнейших городах и в сельской местности может быть глубже, чем можно себе представить. 
Укоренившееся обывательское  представление показывает неоднозначность положения женщин в России и необходимость более глубокой и объективной его оценки: возможно, и для России создание условий для формальной занятости женщин – одна из реальных возможностей для экономического роста.
 
Екатерина ИВАНОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.