• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Навыки имеют значение: новые результаты проекта PIAAC


Новая публикация ОЭСР «Навыки имеют значение: новые результаты проекта PIAAC» посвящена результатам проведенных исследований, направленных на оценку компетенций взрослого населения. Данное исследование разработано для того, чтобы оценить степень освоения ключевых компетенций обработки информации, а именно грамотность в области чтения, математическую грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде у взрослого населения от 16 до 65 лет.
Впервые исследование проводилось в 2009–2013годах. Его результаты опубликованы в обзоре ОЭСР Skills Outlook 2013. В июне 2016 года вышло дополненное издание, результаты которого освещены в данном материале.
В новом издании опубликованы результаты исследования 33 стран-членов и стран-партнеров ОЭСР. Исследование разработано таким образом, чтобы максимально гарантировать возможности межстранового сравнения полученных данных в трех вышеперечисленных сферах, а также обеспечить эквивалентность трудности заданий во всех версиях инструмента на 28 языках.
В исследовании приняли участие респонденты, родившиеся с 1946 по 1998 год, которые начали свое обучение в промежутке с начала 1950-х до начала 2000-х и вышли на рынок труда с начала 1960-х.
В зависимости от сферы оценки, уровни навыков имели  разный диапазон (от 0 до 3 уровня для оценки навыков в решении задач в технологически насыщенной среде, от 0 до 5 уровня для оценки навыков по грамотности в области чтения и математической грамотности).
В качестве примера можно привести результаты, полученные в разных странах, по грамотности в области чтения (рисунок 1). В среднем один из десяти респондентов (10,6%) показал навык на уровне 4 или выше и один из трех (35,4%) показал результаты, соответствующие трем самым высоким уровням (уровень 3, 4 или 5). Примерно один из пяти взрослых владеет навыком на уровне 1 (14,4%) или ниже 1-го уровня (4,5%).
 

 
Рисунок 1. Результаты исследования по грамотности в области чтения в разных странах
 
На рисунке 2 представлены результаты исследования по математической грамотности в разных странах. В среднем по всем участвующим в исследовании странам только 1,0% взрослых показали результат, соответствующий уровню 5 в арифметике, и 10,2% респондентов – уровню 4, около одного из трех респондентов набрали количество баллов на уровне 3 (31,8%), а еще один из трех – на уровне 2(33,0%).
 


Рисунок 2. Результаты исследования по математической грамотности в разных странах

В современном мире навыки решения задач в технологически насыщенной среде необходимы не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Поэтому оценка данных навыков была включена в число ключевых. На рисунке 3 представлена информация по результатам исследования в каждой из стран-участниц. Только 5,4% взрослых, участвующих в опросе, получили результаты на уровне 3, соответствующего самому высокому уровню квалификации, в то время как четверть взрослых (25,7%) набрали баллы на уровне 2. В среднем во всех странах-участницах наибольшая доля взрослого населения (28,7%) показала результаты на уровне 1, примерно один из семи взрослых (14,2%) набрал ниже уровня 1.



Рисунок 3. Результаты исследования по решению задач в технологически насыщенной среде в разных странах
 
В процессе исследования было выявлено, что люди, имеющие высокий уровень навыков по грамотности в области чтения, математической грамотности и решению задач в технологически насыщенной среде, зачастую получают более высокую заработную плату, а также считают, что они могут оказывать определенное влияние на жизнь общества, более открыты всему новому, принимают участие в волонтерской деятельности и благотворительности. Респонденты с более низкими показателями, наоборот, меньше доверяют окружающим людям.
В свою очередь, навык обработки информации является наиболее востребованным у работодателей. Высокий уровень владения данным навыком в сочетании со знанием методов управления и форм организации труда может говорить о том, что у респондента есть предпосылки для того, чтобы стать руководителем, либо в данный момент он уже является руководителем какого-либо подразделения. К тому же исследования свидетельствуют, что те, кто в рамках своей профессиональной деятельности связан с обработкой информации, ощущают большую удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Также были выявлены следующие взаимосвязи:
1. Если респондент по итогам исследования показал высокие результаты владения одним из навыков, то велика вероятность высокого уровня владения другими навыками.
2. При высоком уровне владения всеми тремя навыками у респондента проявляются способности к аналитическому мышлению, решению математических задач с выполнением нескольких этапов в процессе решения, а также он может работать с большим объемом данных.
3. Примерно 1 из 4 взрослых не имеет или имеет ограниченный опыт в работе с компьютером.
Кроме подведения обобщенных итогов была проанализирована взаимосвязь уровня знаний и возраста, пола, занимаемой должности респондента и уровня образования его родителей.
Во всех странах была обнаружена следующая тенденция: самые высокие результаты по грамотности в области чтения и математической грамотности показали респонденты в возрасте 30 лет, а по решению задач в технологически насыщенной среде – в возрасте 25 лет. Среди людей в возрасте 5565 лет показатель любой грамотности на 30 баллов ниже, чем у 25–34-летних респондентов. Одной из причин, которые упоминает ОЭСР, может являться то, что многие страны-участницы исследования ввели обязательное общее образование только около 30 лет назад. 
Также была обнаружена связь между уровнем образования респондентов и их навыками обработки информации. Возможной причиной ОЭСР называет то, что зачастую взрослые с высоким уровнем навыков по грамотности в области чтения имеют высшее образование, а процесс обучения в университете способствует развитию навыков работы с различной информацией и ее большими объемами. 
Уровень образования родителей также взаимосвязан с уровнем навыка грамотности в области чтения. Если хотя бы один из родителей респондента имеет высшее образование, его результаты в среднем на 40 баллов выше, чем у тех, чьи родители получили только среднее образование. Эта разница объясняется тем, что респонденты, чьи родители получили высшее образование, зачастую и сами стремятся поступить в вуз.
Результаты данного исследования позволяют увидеть текущую ситуацию в мире. Они могут быть полезны правительствам стран-участниц для того, чтобы построить грамотную политику в сфере образования, основываясь на опыте стран-лидеров, а также иметь представление о текущем уровне знаний трудоспособного населения и взаимодействовать с работодателями в сфере повышения качества человеческого капитала.
 
Тамара БЕЛЯЕВСКАЯ 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.