Оценка навыков критического и творческого мышления в образовании
Общепринято мнение, что образование призвано развивать креативность и критическое мышление обучающихся для того, чтобы помочь им преуспеть в современной глобализирующейся экономике, базирующейся на знаниях и инновациях. Однако способности преподавателей и стран в целом отслеживать и стимулировать развитие данных навыков у учеников на различных стадиях обучения ограниченны.
Одной из причин, почему не происходит развитие данных навыков на систематическом уровне, является тот факт, что образовательные системы не в состоянии установить адекватные критерии формального оценивания наличия данных навыков у учащихся. К тому же неясно, как подобные навыки могут быть четко сформулированы и выражены преподавателями, учащимися и политическими деятелями, а их совершенствование должно быть встроено в учебную программу.
Целью данного проекта является развитие понимания того, как навыки креативного и творческого мышления могут быть формально оценены в образовательных учреждениях. Несмотря на то что авторы проекта признают комплексность и сложность оценки данного типа мышления, методику оценивания, которая будет признана на международном уровне, должны разработать на основе опыта национальных систем образования, в рамках которых уже проводится подобная оценка. В частности, будет рассмотрен опыт Англии, где проводятся различные психологические и поведенческие тесты, нацеленные на выявление навыков креативного мышления у учащихся.
Странами, подтвердившими свое участие в данном проекте, являются Бразилия, Китай, Финляндия, Франция, Венгрия, Индия, Италия, Нидерланды, Словакия, Таиланд, США и Уэльс.
Вот основные задачи данного проекта:
– рассмотреть, как страны и институты оценивают наличие критического и творческого мышления;
– разработать пробные инструменты оценивания, которые помогут учителям и учащимся отследить получение подобных навыков, а также сформулировать язык, легкий для понимания и использования на международном уровне;
– создать ряд педагогических упражнений и примеров работ учащихся, иллюстрирующих, какие навыки школьники должны иметь на различных уровнях обучения, а также предоставить конкретные примеры развития данных навыков;
– создать платформу для обмена опытом и идеями по развитию и оцениванию навыков критического и творческого мышления.
Помимо совершенствования международных знаний и увеличения понимания необходимости развития креативных навыков у учащихся участие в данном проекте позволит странам изучить, как проходит осуществление учебных планов, ориентированных на развитие подобных навыков, на национальном уровне, а также побудить преподавателей и учеников совершенствовать критическое и творческое мышление, которое будет стимулировать инновации в обществе.
Первый этап проекта планируется завершить в конце 2017 года, разработав набор педагогических инструментов для оценки креативности и критического мышления, применимый на международном уровне, а также методические материалы для преподавателей и комплекс упражнений для учеников.
По окончании проекта будет представлен международный отчет, содержащий анализ использования пробных критериев и упражнений для развития навыков творческого и критического мышления.
В проекте задействованы исследовательские группы и школьные организации 15 стран, будут исследоваться учащиеся начальной школы возраста 8–9 лет и средней школы возраста 12–13 лет. Проект будет сфокусирован на двух дисциплинарных областях: с одной стороны, естественные науки, технологии, инженерное искусство и математика, а с другой – художественное искусство (изобразительное и музыкальное). Также будет уделено внимание междисциплинарному подходу.
Помимо постепенного совершенствования инструментов оценивания и педагогических упражнений запланирован сбор контекстуальных данных до и после реализации проекта, который поможет лучше понять и интерпретировать результаты.
В рамках проекта уже были приняты два документа, формирующих его базовую структуру. В протоколе проекта содержится его теоретическая основа, описание инструментов и методов, используемых для реализации, а также краткая характеристика стран-участниц. В рабочем документе под названием «Развитие креативности учащихся в школе» подчеркивается значимость оценки развития навыков критического и творческого мышления, а также приводится теоретическая база для определения критериев оценки данных навыков и набор практических советов для их развития и мониторинга.
Мария МАРТЫНОВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.