Эксперты НИУ ВШЭ представили предложения по изменению законодательства России в соответствии с нормами ОЭСР
В рамках второго этапа реализации текущего проекта «Анализ передовых направлений исследований ОЭСР в области науки, технологий и инноваций», который координируется Центром ОЭСР – ВШЭ ИСИЭЗ, эксперты подготовили предложения по разработке новых и изменению действующих нормативных правовых актов в рамках процесса гармонизации российской нормативно-правовой базы в области науки, технологий, инноваций с правовыми инструментами, стратегиями ОЭСР и лучшими практиками ее стран-членов. Представляем ниже данные результаты.
1) Проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1.1. Наименование
Федеральный закон «О внесении изменении в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
1.2. Основные цели внесения изменений (дополнений)
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 172-ФЗ) устанавливает основные принципы, задачи стратегического планирования и виды документов стратегического планирования.
С учетом того, что продвижение в России международно признанных и доказавших свою эффективность подходов ОЭСР невозможно вне рамок разработки и принятия документов стратегического планирования, именно в Законе №172-ФЗ должна быть закреплена обязанность участников стратегического планирования соотносить разрабатываемые документы стратегического планирования с теми документами ОЭСР, принципы и нормы которых Российская Федерация разделяет и поддерживает.
Актуализация документов стратегического планирования также должна быть увязана с изменением и актуализацией руководящих принципов ОЭСР, разделяемых Российской Федерацией.
Соответственно, основной целью внесения изменений в Закон № 172-ФЗ будет установление в качестве одного из принципов стратегического планирования учет признанных норм и принципов международного права, а также документов международных организаций, участницей которых является Российская Федерация, в соответствующей сфере стратегического планирования.
1.3.Содержание предлагаемых изменений (дополнений)
Изменения планируется внести в:
1) статью 7 Закона № 172-ФЗ, где будет установлен новый принцип стратегического планирования – учет признанных норм и принципов международного права и заключенных Российской Федерацией международных договоров, а также документов международных организаций, участницей которых является Российская Федерация, при разработке и актуализации документов стратегического планирования;
2) статью 8 Закона № 172-ФЗ, где будет расширен перечень задач стратегического планирования за счет включения новой задачи;
3) статью 22 Закона № 172-ФЗ, где будет установлена необходимость учета основополагающих принципов и норм международного права, а также основных подходов к регулированию научной, научно-технической деятельности при разработке прогноза научно-технологического развития Российской Федерации;
4) статью 44 Закона № 172-ФЗ, где будет определен механизм учета положений документов международных организаций, участницей которых является Российская Федерация, в ходе мониторинга реализации документов стратегического планирования.
1.4. Предполагаемые результаты внесения изменений (дополнений)
Основным результатом предполагаемых изменений будет обязательный учет признаваемых Российской Федерацией норм и принципов ОЭСР при разработке прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, а также при мониторинге их реализации.
2) Проект нормативного правового акта по реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2015 №699 «Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российский Федерации»
2.1. Наименование
Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 13.11.2015 № 1335 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке исходных данных для разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, а также по формированию его сценарных условий"».
2.2. Основные цели внесения изменений (дополнений)
В пункте 17 Методических рекомендаций указано, какие документы могут использоваться в качестве информационной основы для формирования данных для разработки (корректировки) прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики, представляемых организациями, участвующими в разработке (корректировке) прогноза, в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с формой запроса. При этом стратегические документы и руководящие принципы ОЭСР, поддерживаемые Россией, не указаны в числе этих документов.
В приложении № 4 к Методическим рекомендациям указано, что аналитические исследования и прогнозы международных организаций (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской комиссии, Организации объединенных наций (ООН), Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирной организации здравоохранения, Международного энергетического агентства, Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.) могут использоваться при разработке прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики
Однако кроме прогнозов целесообразно принимать во внимание стратегии и руководящие принципы ОЭСР в соответствующих отраслях экономики, например, Стратегию «зеленого» роста, Стратегию инновационного развития.
В результате складывается ситуация, когда Российская Федерация декларирует поддержку вышеуказанных стратегий ОЭСР, но никак не обеспечивает их реализацию даже на уровне документов стратегического развития.
Соответственно, основной целью изменений для внесения в методические рекомендации будет расширение перечня документов, которые являются информационной основой для формирования данных для разработки (корректировки) прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики, за счет включения в него стратегических документов и рекомендаций ОЭСР, разделяемых Российской Федерацией.
2.3.Содержание предлагаемых изменений (дополнений)
Изменения планируется внести в:
1) пункт 17 Методических рекомендаций, чтобы специально отразить стратегические и прогнозные документы международных организаций, разделяемых РФ в качестве информационной основы для формирования данных для разработки (корректировки) прогнозов технологического развития секторов (отраслей) экономики;
2) пункты 21 и 26 Методических рекомендаций будут скоррелированы с вышеуказанными положениями, а в п. 26 будет специально отражен механизм учета документов международных организаций, принятых в период действия прогноза.
3) в пункт «г» приложения № 4 к Методическим рекомендациям, где стратегии и руководящие принципы ОЭСР будут включены в число документов, перечисляемых в соответствующем пункте.
2.4. Предполагаемые результаты внесения изменений (дополнений)
Основным результатом предполагаемых изменений будет обязательный учет признаваемых Российской Федерацией норм и принципов ОЭСР при разработке прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, а также его корректировки.
3) Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О Концепции международного научно-технического сотрудничеству РФ с зарубежными странами»
3.1 Наименование
Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации».
3.2. Основные цели акта
В 2000 году приказом Миннауки РФ (от 04.02.2000 № 25) была утверждена Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества.
Указанный документ стал основой для повышения эффективности использования возможностей международного научно-технического сотрудничества для роста конкурентоспособности отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития и на обеспечение социально-экономической и научно-технологической безопасности страны.
В настоящее время по прошествии более 15 лет и с учетом новых экономических реалий и принятых принципов международного научно-технического сотрудничества, прежде всего на уровне ОЭСР, требуется актуализация заложенных в указанной Концепции принципов и направлений международного научно-технического сотрудничества и принятие нового документа на уровне распоряжения Правительства Российской Федерации – Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
3.3. Основное содержание акта
Концепция будет состоять из следующих разделов:
1) введение, где будет определена роль Концепции в регулировании международного научно-технического сотрудничества;
2) цели международного научно-технического сотрудничества;
3) основные направления международного научно-технического сотрудничества;
4) основные направления международного инновационного сотрудничества;
5) основные направления совершенствования механизмов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества, в том числе организационной структуры, нормативно-правовой регламентации, мер стимулирования, информационного обеспечения, научно-технической безопасности,
6) дорожная карта по реализации Концепции.
3.4. Предполагаемые результаты принятия акта
Основным результатом принятия Концепции будет повышение эффективности научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации за счет развития международного научно-технического сотрудничества.
Предлагаемые проекты нормативных правовых актов пройдут процедуру согласования на уровне федеральных органов исполнительной власти и в случае одобрения будут вынесены на дальнейшее рассмотрение в органы законодательной власти России.
Алексей ЕФРЕМОВ, Анна ДУПАН
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.