• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Going for Growth 2016: на пути к экономическому росту

Впервые отчет Going for Growth был опубликован в 2005 году, представляя собой новый формат исследования долгосрочных стратегий роста как стран ОЭСР, так и отдельных секторов их экономик. Целью этой работы является стимулирование устойчивого развития и улучшение благосостояния населения стран. Исследование основывается на глубоком систематическом анализе структурных политик и их последствий для членов организации и стран-партнеров (с 2011 года) на основе сопоставимых индикаторов благосостояния. Это, в свою очередь, позволяет выявить приоритетные направления развития и реформирования для каждой из стран, а также разработать соответствующие рекомендации.

 

Рис. 1. Доля реализованных странами мер отчета Going for Growth 2015

Недавно опубликованный отчет Going for Growth 2016 рассматривает новые угрозы для роста, с которыми столкнулись страны, а также прогресс реализации ранее предложенных мер с учетом выявленных приоритетных направлений в прошлом отчете Going for Growth 2015. Кроме того, внимание уделено возможным последствиям реформ, направленных на стимулирование роста, на различные аспекты благосостояния: включенность различных групп в рабочую силу, экономическое неравенство, сальдо государственного бюджета и платежного баланса и так далее.

Ниже представлены основные выводы.

Обзор структурных реформ в приоритетных для обеспечения роста направлениях

Начавшееся еще в 2013–2014 годах замедление скорости принятия реформ наблюдалось и в 2015 году. В среднем среди развитых стран доля реализованных мер составила 14% из предложенных в отчете Going for Growth 2015, в то время как другие 36% еще находятся на стадии реализации. Для развивающихся экономик этот показатель оказался еще меньше: начальные шаги были приняты всего по 44% рекомендаций.

Интенсивность принятия мер также варьируется в зависимости от направления: больших результатов удалось добиться в увеличении включенности женщин в рабочую силу, снижении подоходных налогов и повышении качества образования, однако в инновационной политике, эффективности государственного сектора и регулировании рынка труда заметных изменений не наблюдалось.

Учитывая замедление темпа роста мировой экономики, необходима приоритезация реформ не только на основе стимулирования занятости и производительности, но и на основе повышения экономической активности в краткосрочном периоде. Помимо инвестирования в общественную инфраструктуру, этот процесс также включает в себя снижение барьеров выхода на рынок услуг, стимулирование спроса и содействие в трудоустройстве за счет повышения вертикальной и горизонтальной мобильности.

В странах с высоким неравенством доходов преодоление этой проблемы должно стать главным приоритетом.

Недавно принятые меры по стимулированию роста в странах с большим дефицитом торгового баланса вряд ли будут способствовать снижению внешнего долга.

Основные направления реформ в напряженной макроэкономической ситуации

Ввиду снижения спроса, его стабилизация в краткосрочном периоде должна стать одним из ключевых направлений реформирования. Это может быть достигнуто путем увеличения государственного инвестирования в инфраструктуру, реформирования пенсионной системы и системы здравоохранения с учетом будущих издержек, связанных со старением, и увеличения мобильности на рынке труда.

Часть мер, например, реформирование законодательства по защите труда, минимальной заработной платы или рынков товаров может, наоборот, привести к стагнации спроса. В связи с этим необходимо одновременно проводить реформы как на рынке труда, так и на рынке товаров и при этом синхронизировать их среди всех стран Еврозоны – для того чтобы минимизировать возможные риски.

Для повышения эффективности мер необходимо решить проблемы, существующие в финансовом секторе, для обеспечения кредитного расширения и повысить транспарентность и синергию в принятии решений на законодательном уровне.

Что касается России, то приоритетными являются следующие направления:

·       Увеличение прямой государственной поддержки развития инноваций.
·       Увеличение косвенной поддержки научных исследований и разработок: создание налоговых стимулов, оптимизация соотношения между прямыми/косвенными механизмами.
·       Более эффективное таргетирование государственной поддержки и оценки программ предоставления грантов.
·       Снижение административной нагрузки на стартапы и упрощение процедур регистрации.
·       Снижение масштабов государственной собственности и вмешательства.
·       Снижение барьеров для ПИИ и торговли.
·       Обеспечение независимости судебной системы и ее подотчетности.
·       Снижение коррупции и повышение прозрачности в ведении бизнеса.
·       Расширение масштабов предоставляемой социальной защиты и социальной поддержки.

От ВВП к среднему доходу домохозяйства: каналы перехода

Реальный ВВП рос более быстрыми темпами, чем реальные доходы домохозяйств в большинстве стран ОЭСР с середины 1990-х до 2013 года. Это разница отчасти обусловлена нерегулируемыми факторами, например, условиями торговли: потребительские цены растут быстрее, чем стоимость производимой продукции.

Доля личного располагаемого дохода от ВВП оставалась стабильной на протяжении всего периода, однако варьировалась среди стран, в то время как в Австрии и Корее это отношение сильно сократилось, в Словакии и Финляндии наблюдался значительный рост.

Изменение доли личного располагаемого дохода от ВВП отражает изменения в распределении выручки от производства между разными секторами экономики и может быть оценено как соотношение различных форм дохода в ВВП: почти в половине стран наблюдалось падение доли заработной платы в ВВП, особенно в Португалии, Словении и Японии. Кроме того, в большинстве стран сократилась доля доходов от капитала. В связи с этим можно предположить, что основная часть прибыли осталась нераспределенной, и наряду с этим сокращалась выплата дивидендов, которые в некоторых случаях были заменены альтернативными механизмами распределения прибыли между акционерами.

Юлия БОДРОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.