• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблематика «зеленого» роста в исследованиях ОЭСР

«Зеленый» рост означает стимулирование экономического роста и развития, обеспечивая при этом сохранность природных активов и бесперебойное предоставление ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит благополучие стран. Для этого он должен катализировать инвестиции и инновации, которые составляют основу устойчивого роста и приводят к возникновению новых экономических возможностей.

В июне 2009 года министры 34 стран подписали Декларацию «зеленого» роста, заявив, что они будут «укреплять прилагаемые ими усилия для внедрения стратегий «зеленого» роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами, признавая, что “зеленый” и “рост” могут быть неразрывно связаны». Они поручили ОЭСР разработать Стратегию «зеленого» роста, объединяющую в единые комплексные рамки экономические, экологические, социальные, технологические аспекты развития, а также аспекты международной помощи для целей развития.

 

Разработанная и принятая в 2009 году Стратегия «зеленого» роста ОЭСР обозначила набор мер политики для переложения целей «зеленого» роста в практическую плоскость. Стратегия сфокусирована на мерах по созданию необходимых условий для инноваций, инвестиций и конкуренции, которые могут привести к возникновению новых источников роста, совместимого с целями устойчивости. Предложенный ею набор мер достаточно гибок и может быть приспособлен к национальному контексту и этапам развития.

 

Стратегия экологически ориентированного («зеленого») роста стран ОЭСР официально считается основным направлением выхода из финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.

Стратегия основывается на следующих основных положениях:

-      современные экологические вызовы требуют принятия безотлагательных решений;

-      экономическое развитие и окружающая среда уже не могут рассматриваться изолированно, в отрыве друг от друга;

-      существующие технологии производства и поведенческая модель потребления имеют границы, за пределами которых исчерпание естественного (природного) капитала оказывает негативное воздействие на общий рост;

-      фокусирование на ВВП в качестве средства измерения экономического развития обычно не учитывает вклад природных ресурсов в благосостояние (здоровье человека и благоприятная окружающая среда).


Стратегия предполагает:

-      более эффективное использование ресурсов для минимизации экологических нагрузок;

-      применение специальных фискальных и регулятивных мер;

-      получение экономического эффекта от некоторых сугубо экологических мер в сравнительно краткосрочной перспективе (удорожание эмиссий).

Стратегия включает в себя: финансовые и регулятивные установки и набор ценовых и нерыночных инструментов для стимулирования эффективного использования природных ресурсов и удорожание загрязнения окружающей среды.

ОЭСР стремится обеспечить хорошую основу для организации регионального и национальных диалогов в области «зеленого» роста. Она ведет работу по оказанию помощи странам по разработке соответствующих подходов, которые обеспечили бы более быстрый переход к «зеленому» росту с особым упором на рыночные стимулы.

ОЭСР выделен ряд областей, которые считаются важными для обеспечения «зеленого» роста:

 

·       Расходы на исследования и развитиев государственном и частном секторах, важные для «зеленого» роста в сфере энергетических и экологических технологий;

·       Системные инновации во всех секторах, важных для «зеленого» роста,в плане процедур экологических инноваций компаний и сопутствующие определяющие факторы, выраженные в % ко всем инновационным и производственным предприятиям;

·       Патенты, важные для «зеленого» роста, с акцентом на(i) патенты в сфере технологий в области энергетики и изменения климата и (ii) патенты в сфере борьбы с загрязнением и обращением с отходами, выраженные в количестве заявок в рамках Договора о сотрудничестве в области патентов (ДСОП).

·       Занятость в секторе экологических продуктов, для отдельных стран и отдельных секторов выраженная в %. К охватываемым секторам относятся: повторное использование воды и ресурсов; забор, очистка и распределение воды; обращение со сточными водами и отходами, водоотведение и подобные виды деятельности.

·       Доля «зеленых» предприятий в экономике, выраженная в %. К секторам, охватываемым этим показателем, относятся: утилизация отходов; повторное использование ресурсов; забор, очистка и распределение воды.

·       Доходы от экологических налогов,выраженные в %, по сравнению с доходами от налогoв на труд  – в % от всех доходов от налогов.

Важным моментом работы ОЭСР в данной области являются и показатели «зеленого» роста, которые предоставляют информацию о взаимосвязи между экономическим ростом и окружающей средой. Для интерпретации в рассматриваемых целях они должны оцениваться в социально-экономическом контексте страны.

Подходы, стимулирующие «зеленый» рост, должны быть основаны на всестороннем анализе, сопровождаться развитой концептуальной системой и быть в состоянии получать и передавать четкие сигналы как лицам, принимающим решения, так и широкой общественности. В соответствии с этими целями ОЭСР выбрала показатели в четырех областях, сгруппированные по следующим темам:

·         Основа природных активов –для характеристики запасов природных ресурсов и оценки природного капитала.

·         Продуктивность окружающей среды и ресурсов –для определения реальной экологической эффективности использования природных ресурсов и ограничений как производства, так и потребления.

·         Экологическое измерение благосостояния людей –оценка значения окружающей среды для жизни людей.

·         Экономические возможности и ответные политические меры, которые могут использоваться для обеспечения эффективности политики «зеленого» роста и выявления тех областей, где достигаются наиболее значимые результаты.

 

ОЭСР ставит такую задачу, как достижение сбалансированного охвата двух измерений «зеленого» роста – «экологизации» и «роста» – и их основных элементов. Особое внимание уделялось показателям, выражающим взаимосвязь между этими двумя составляющими, а также мониторингу ключевых проблем общего соответствия принципам «зеленого» роста в странах ОЭСР и в странах-партнерах.

Разработку показателей «зеленого роста» и методологию их расчета ОЭСР ведет в сотрудничестве с международными организациями системы ООН и ЕС, в частности с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирным банком и Глобальным институтом «зеленого» роста.

Следует отметить, что к приоритетам в работе ОЭСР в области «зеленого» роста можно отнести гибкость и устойчивость к климатическим изменениям и применение соответствующих адаптационных мер.

Поскольку показатели могут служить различным целям и использоваться по-разному, ряд потенциально полезных показателей весьма обширен.

Важнейшим моментом для ОЭСР в плане работы в области «зеленого» роста является интеграция экологических соображений в экономическую политику стран.

Особое место занимает работа в области разработки и использования показателей «зеленого» роста, сопоставимости данных различных стран и секторов экономики.

Важным моментом является и то, что работа в области «зеленого» роста распределена между целым рядом директоратов ОЭСР. Проблематикой «зеленого» роста и вопросами взаимосвязи охраны окружающей среды и экономического развития занимается целый ряд комитетов и рабочих органов Организации. В их число входят:

  • комитет по экологической политике;
  • комитет по химии;
  • рабочая группа по ресурсосбережению и управлению отходами;
  • рабочая группа по биоразнообразию, воде и экосистемам;
  • рабочая группа по химикатам, пестицидам и биотехнологиям;
  • рабочая группа по климату, инвестициям и развитию;
  • рабочая группа по информации об окружающей среде и экологическим показателям;
  • рабочая группа по интеграции экологической и экономической политик.

 

На долю комитета экологической политики (КЭП) приходится почти 70% деятельности в области «зеленого» роста. К наиболее важным вопросам в данной области КЭП относит вопросы ценообразования на выбросы углерода и парниковых газов, налогообложения, субсидий и энергоэффективности.

ОЭСР ведет сбор данных в области «зеленого» роста для подготовки специализированных обзоров. В настоящее время ОЭСР получена соответствующая информация от 18 стран, где особое значение также имеет использование показателей «зеленого» роста.

Большое внимание уделяется и работе в области согласованной политики для перехода к низкоуглеродной экономике. Эта задача решается в рамках совместной работы ОЭСР, Международного энергетического агентства и других партнеров. Основным вопросом является работа в области экономики, устойчивой и гибкой к изменениям климата.

Специалисты ОЭСР и стран-членов считают, что необходимо более полно использовать возникающие возможности и экономические стимулы для достижения целей в области устойчивого развития и «зеленого» роста.


К новым приоритетным направлениям работ ОЭСР можно отнести вопросы ценообразования на воду и финансирования. Главным вопросом работы ОЭСР в данном направлении является перспектива принятия новой комплексной рекомендации в области водных ресурсов, которая заменит целый ряд ранее принятых и уже устаревших рекомендаций. Результаты разработки рекомендации будут рассмотрены на нескольких рабочих семинарах, а затем представлены на заседания профильных комитетов ОЭСР. Ожидается, что новая рекомендация будет принята в 2017 году.

 

ОЭСР также рассматривает вопросы биоразнообразия в качестве инклюзивного элемента «зеленого» роста. Инструментом такой интеграции в программы «зеленого» роста могут стать национальные планы стран по сохранению биоразнообразия. Очень важным моментом РГ сочла и дальнейшее развитие деятельности в области развития концепции предоставления экосистемных услуг.

В результате обобщения выводов РГ по включению экологических соображений в экономическую политикубыли отмечены следующие аспекты:

– Важность применения разумного (SMART) регулирования, предполагающего обоснованность используемых подходов, позволяющих учитывать затраты и выгоды от соблюдения мер регулирования.

– Пространственные подходы в сфере экологической политики, обеспечивающие получение значимых результатов.

– Вопросы влияния городской среды и городского хозяйства на биоразнообразие и адаптацию экологических реформ.

– Дальнейшее развитие системы подготовки отчетов о результативности природоохранной деятельности и все большее включение в них проблем «зеленого» роста, а также проблем раскрытия информации.

В качестве основного вопроса в работе РГ по продуктивности ресурсов был признан вопрос обращения с отходами и роли изменения климата.

В целом, в материалах ОЭСР отмечено, что, помимо прочего, экологизация развития может:

 

·       повысить производительность и конкурентоспособность путем сокращения образования отходов и энергопотребления;
·       повысить доходыпутем максимально эффективного использования ресурсов;
·       подстегнуть инновации;
·       создать возможности для развития новых секторов и новых рынков, а также определенный потенциал для новых рабочих мест;
·       помочь достичь более сбалансированных макроэкономических условий путем снижения колебаний цен на ресурсы и оказания поддержки фискальной консолидации;
·        снизить рискинегативных потрясений для роста в связи с недостатком ресурсов или их низким качеством;
·        уменьшить дисбалансы в природных системах, вызывающие опасность внезапных, разрушительных и потенциально необратимых воздействий.

Продолжающаяся деградация экологического качества жизни, высокие выбросы углерода и повсеместное неэффективное использование энергии, устаревшие и неэффективные технологии производства, растущий дефицит водных ресурсов и серьезные потери воды, особенно в сельском хозяйстве, а также экономические затраты и государственные расходы, связанные со всеми указанными проблемами, вызывают необходимость более активной интеграции экологических целей и задач в общую и секторальную политику. Кроме того, решение проблем в области уязвимости в связи с изменением климата, а также безопасности водных ресурсов, продуктов питания и энергетики становится критически важным.

«Зеленый» рост обладает потенциалом для решения экономических и экологических проблем и для открытия новых источников развития по нескольким направлениям:

·         Производительность: «зеленый» рост может повысить производительность труда, снизив образование отходов и потребление энергии, а также обеспечив максимально эффективное использование имеющихся ресурсов. Например, стоимость экономии топлива благодаря инвестициям в низкоуглеродные энергосистемы с 2020 по 2050 годы оценивается в 112 триллионов долларов США (IEA, 2010).
·         Инновации: «зеленый» рост предоставляет возможности для инноваций, подкрепленные политикой стимулирования и рамочными условиями, которые позволяют создать новые условия производства.
·         Новые рабочие места: инвестирование в «зеленую» деятельность позволит создать большое количество новых рабочих мест. Правительства ряда стран уже осознали значительный потенциал в области создания новых рабочих мест в рамках своих наборов политических инструментов, стимулирующих «зеленый» рост, а также более широких стратегий «зеленого» роста. Согласно оценкам экспертов, существует возможность для создания значительного потенциала (примерно 20 млн новых рабочих мест), связанного с развитием возобновляемой энергетики (UN, 2008). В то же время, существует и опасность потери ряда рабочих мест, что вызывает необходимость перераспределения трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в расширяющиеся секторы экономики, а также компаний, которые заменяют деятельность, загрязняющую окружающую среду, на альтернативные более чистые производства, или предоставляют природоохранные услуги.
·         Новые рынки: создание новых рынков может укрепляться путем стимулирования спроса на «зеленые» технологии, товары и услуги; предоставления возможностей для создания новых рабочих мест. Одни лишь потенциальные коммерческие возможности, связанные с устойчивостью состояния окружающей среды в секторах природных ресурсов к 2050 году, оцениваются в сумму от 2,1 до 6,3 трлн долларов (WBCSD, 2010).
·         Стабильность: «зеленый» рост позволяет создать более сбалансированные макроэкономические условия, снизить колебания цен на ресурсы и оказать содействие в консолидации средств путем определения состава и эффективности государственных расходов и повышения доходов от адекватной оценки стоимости загрязнения окружающей среды.

 

«Зеленый» рост также снижает риски негативных и экономических социальных потрясений, связанные с экологическими факторами. В первую очередь это связано с истощением запасов природных ресурсов и снижению экосистемных услуг, что делает производство более дорогостоящим и требует инвестирования в капиталоемкую инфраструктуру. В ряде случаев замещение экосистемных услуг практически невозможно. В этом смысле ущерб от потери природного капитала может превысить выгоды от экономической деятельности, подрывающей способность к поддержанию будущего роста.

Андрей ТЕРЕНТЬЕВ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.