• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ текущего состояния и перспектив гармонизации российского законодательства в области научно-технической и инновационной политики с нормами ОЭСР

В рамках первого этапа реализации проекта «Анализ передовых направлений исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области науки, технологий и инноваций и развитие системы информационно-аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной политики» был проведен анализ текущего состояния и перспектив гармонизации российской нормативно-правовой базы в области научно-технической и инновационной (НТИ) политики с правовыми инструментами и новыми стратегическими документами ОЭСР в области науки, технологий, инноваций.
 
В рамках данного анализа были учтены последние (произошедшие за последние 2–3 года), а также планируемые изменения как в нормативно-правовой базе самой ОЭСР, так и законодательстве и политике Российской Федерации в сфере НТИ.
 
Например, в 2015 году был проведен существенный пересмотр Инновационной стратегии ОЭСР, появился ряд новых руководств ОЭСР в сфере НТИ в связи с реализацией Новых подходов к экономическим вызовам (NAEC), концепции инклюзивного экономического роста.
 
Результатом данной работы стали рекомендации по совершенствованию правового регулирования стратегического планирования в сфере НТИ и направлениям совершенствования законодательства в сфере НТИ с целью его гармонизации с подходами ОЭСР, которые будут формализованы в конкретные проекты нормативных правовых актов в дальнейшем.
 
В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по приведению национального законодательства в соответствие с нормами ОЭСР, обеспечивается учет рекомендаций и стандартов по итогам исследований, проводимых ОЭСР в интересах Российской Федерации, осуществляется анализ воздействия внедрения лучшего зарубежного опыта в российскую практику государственного регулирования экономики.
 
Данная работа уже позволила усовершенствовать российское законодательство в таких сферах, как экология, наука, образование, химия, сельское хозяйство, государственное управление, страхование, статистика, экспортное кредитование, борьба с коррупцией, налоги, конкуренция, финансовые рынки и инвестиции.
 
В то же время сохраняется значительный потенциал для дальнейшей гармонизации, поскольку международное законодательство не стоит на месте и постоянно дополняется новыми подходами и лучшими политическими практиками.
 
Ниже приведен полный перечень документов ОЭСР, содержащих нормы в области НТИ, которые составили базу для анализа и являются предметом гармонизации (Табл. 1).

1.                      

Декларация о будущей политике в сфере науки и технологий (Declaration on Future Policies for Science and Technology, C (81) 51).

2.                      

Декларация по международному сотрудничеству в сфере науки и технологий в целях устойчивого развития (Declaration on International Science and Technology Co-operation for Sustainable Development, C (2004) 31/REV 1).

3.                      

Рекомендация относительно Общего свода принципов международного научно-технического сотрудничества (International Co-operation in Science and Technology, документ Совета ОЭСР, C (88) 60/Final).

4.                      

Рекомендация, касающаяся принципов содействия международному техническому сотрудничеству с участием предприятий (International Technology Cooperation Involving Enterprises, документ Совета ОЭСР, C (95) 182/Final).

5.                      

Рекомендации относительно доступа к данным, получаемым в рамках финансируемых за счет государства научных исследований (Access to Research Data from Public Funding, документ Совета ОЭСР, C (2006) 184).

6.                      

Декларация относительно доступа к данным, получаемым в рамках финансируемых за счет государства научных исследований (Declaration on Access to Research Data from Public Funding, C (2004) 31/REV 1).

7.                      

Инновационная стратегия ОЭСР (OECD Innovation Strategy).

8.                      

Стратегия «зеленого» роста (OECD Green Growth Strategy).

9.                      

Декларация по международному сотрудничеству в сфере науки и технологий в целях устойчивого развития, C (2004) 31/REV 1.

10.                  

Декларация по поощрению роста инновационных предприятий малого и среднего бизнеса, конкурентоспособных на международном рынке, C (2004) 135.

11.                  

Рекомендация, касающаяся гарантии качества при проведении тестирований в области молекулярной генетики (Recommendation of the Council on Quality Assurance Molecular Genetic Testing, 10 May 2007 – C (2007) 48).

12.                  

Рекомендация, касающаяся лицензионной торговли изобретениями в области генетики (Recommendation of the Council on the Licensing of Genetic Inventions, 23 February 2006 – C (2005) 149/REV 1).

13.                  

Рекомендация в отношении требований безопасности при использовании соединений ДНК в промышленности, сельском хозяйстве и окружающей среде (Recommendation of the Council concerning Safety Considerations for Applications of Recombinant DNA Organisms in Industry, Agriculture and the Environment, 16 July 1986 – C (86) 82 /Final).

14.                  

Рекомендация Совета по биобанкам человека и базам данных генетических исследований (OECD Recommendation of the Council on Human Biobanks and Genetic Research Databases, 2009).

15.                  

Доклад ОЭСР по проблемам биоэкономики (The Bioeconomy to 2030. Designing a policy agenda. OECD, 2009).

16.                  

Рекомендация по оценке устойчивости биопродуктов Recommendation of the Council on Assessing the Sustainability of Bio-Based Products (17 July 2012 – C (2012) 112 –C (2012) 112/CORR 1).

17.                  

Декларация о социальных аспектах технологических изменений 19 ноября 1985 года – Приложение к С (86) 204 – Declaration on the Social Aspects of Technical Change 19 November 1986 – Annex to C (86) 204.

18.                  

Лучше профессиональные навыки, лучше работа, лучше жизнь: стратегический подход к политике в области развития профессиональных навыков. ОЭСР, 2012 (Better Skills, Better Jobs, Better Lives: A Strategic Approach to Skills Policies, OECD Publishing. OECD, 2012. http://dx.doi.org/10.1787/9789264177338-en).

19.                  

Новая рамочная директива ОЭСР по водным ресурсам (New OECD Council Recommendation on Water).

20.                  

Глобальный реестр выбросов и переноса загрязняющих веществ (Global Pollutant Release and Transfer Register, PRTR).

21.                  

Руководящие принципы ОЭСР по разработке политики в области Интернета (OECD Principles for Internet policy making. 2014); уточняющие принципы и цели, изложенные в аналогичном документе 2011 года (Recommendation of the Council on Principles for Internet Policy Making 13 December 2011 – C (2011) 154).

22.                  

Рекомендации ОЭСР по стратегиям цифрового правительства (Recommendation on Digital government strategies. 15 July 2014).

23.                  

Рекомендации и сопроводительный документ ОЭСР по управлению рисками цифровой безопасности для экономического и социального процветания (Digital security risk management for economic and social prosperity. OECD Recommendation and Companion Document. 17 September 2015 – C (2015) 115).


Таблица 1 – Нормативные документы ОЭСР, перспективные для гармонизации с ними российских норм
 
В отношении большинства данных документов Россия разделяет изложенные принципы и цели и выражает свою готовность следовать им.
 
Наибольшая степень гармонизации российского законодательства наблюдается в отношении Декларации по международному сотрудничеству в сфере науки и технологий в целях устойчивого развития и Стратегии «зеленого» роста: Россия является участником данной декларации с 30 марта 2004 года и разделяет принципы и цели, изложенные в Декларации и Стратегии «зеленого» роста, выражая свою готовность следовать им.
 
Наибольшие перспективы для продолжения работы по гармонизации имеются в отношении Руководящих принципов ОЭСР по разработке политики в области Интернета, Рекомендации ОЭСР по стратегиям цифрового правительства и Рекомендации и сопроводительного документа ОЭСР по управлению рисками цифровой безопасности для экономического и социального процветания, по поводу которых Россия пока не высказала официальной позиции.
 
Проведенный анализ позволил сформулировать предложения по разработке проектов нормативных правовых актов, которые в настоящее время проходят согласование с федеральными ведомствами. В частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также утвердить Концепцию по международному научно-техническому сотрудничеству РФ с зарубежными странами и внести изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

 

Алексей ЕФРЕМОВ

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.