• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пределы и возможности привлечения заемного капитала на фондовом рынке малыми и средними предприятиями

Данная публикация является одной из нескольких в ряде исследований ОЭСР, нацеленных на выявление пределов и возможностей привлечения финансирования малыми и средними предприятиями (МСП) на фондовом рынке: изучением этой проблематики с 2010 года занимается Центр предпринимательства, МСП и местного развития (Centre for Entrepreneurship, SMEs and Local Development). Данный сегмент рынка является основной креативной силой экономики, так как наиболее действенный инструмент преодоления конкуренции со стороны более крупных предприятий –адаптация в производстве новых и инновационных продуктов и технологий.
 
Таким образом, деятельность малых и средних предприятий стимулирует развитие секторов экономики, в которых перспективы экономического роста наиболее сильны, к тому же МСП являются наиболее многочисленной формой предприятия в большинстве стран, поэтому их активность оказывает положительное влияние и на экономическое развитие страны в целом.
 
Заемный капитал для данного типа фирм является основным видом финансирования, а развитие рычагов его привлечения позволяет увеличить количество принимаемых высокорискованных проектов и стимулирует рост сегмента. В то же время существует ряд сложностей, обуславливающих чрезвычайно малую долю заемного капитала МСП в странах ОЭСР.
 
Наиболее остро такая проблема ощущается среди относительно немолодых компаний: за период 2000–2015 годы количество первичных размещений, проведенных компаниями, зарегистрированными менее чем 3 года назад, составляло от 25 до 35% от общего числа размещений и было на протяжении всего периода выше, чем аналогичный процент компаний с 15-летней, чья доля варьировалась в пределах 20–25%. Проблема представляется особенно актуальной в связи с тем, что считавшийся до недавнего времени лидирующим по количеству первичных размещений рынок стран ОЭСР уступает странам, не входящим в организацию, обеспечившим 55% размещений за период 2008–2012 гг.
 
Первая группа проблем связана с недостатком спроса на размещаемые акции. Во-первых, трудности оценки риска и его высокая степень заставляют инвесторов воздерживаться от взаимодействия с данным типом предприятий: зачастую секьюритизация невозможна.
 
К тому же являющиеся молодыми и неизвестными, акции МСП на бирже являются чрезвычайно неликвидными: по официальным оценкам, их ликвидность на 30% ниже ликвидности основного рынка; по оценкам игроков рынка, 95% ликвидности на рынках МСП сосредоточено в акциях 5% предприятий. Потенциальные инвесторы осознают этот риск, а значит, понимая это, при первичном размещении компания должна выбирать менее выгодную дивидендную политику или сниженную стоимость акций, что уменьшает уставной капитал. Таким образом, размещение становится менее эффективным.
 
Однако не только недостаток спроса выступает основным фактором, сдерживающим увеличение объемов долгового финансирования для данного сегмента бизнеса. Ряд факторов связан и с недостаточным предложением.
 
Барьеры выхода на фондовый рынок нередко оказываются слишком высокими для МСП: процедуры листинга до размещения, как и поддержание открытости и транспарентности после, оказываются слишком сложными требованиями. Примером ведения политики, направленной на разрешение данной проблемы, может явиться Япония, где критерии выхода на биржу для растущих предприятий (JASDAQ) значительно ниже, чем на основном рынке (mainmarket): там не предъявляются требования к количеству торгуемых ценных бумаг, а также в отношении их количества к объему эмиссии и  рыночной капитализации выпущенных акций.
 
Следующая причина становится очевидной при рассмотрении социальной группы владельцев МСП, большинство из которых не обладают достаточным опытом и экспертизой ведения бизнеса, а значит, не используют максимально эффективно доступные им рычаги привлечения капитала.
 
Финансовая неграмотность, до сих пор отмечающаяся в странах Европы (но не являющаяся характерной тенденцией для США), обуславливает предпочтение кредитных механизмов финансирования или отказ от расширения производства решению об эмиссии ценных бумаг
 
Хорошей иллюстрацией является опрос, проведенный среди владельцев малых предприятий, принявших решение об отказе от привлечения заемного капитала в Великобритании в 2014 году.
 
Несмотря на то что заемный капитал является эффективным рычагом финансирования, использование которого на определенной стадии необходимо, 22% респондентов отметили, что не считают необходимым привлечение заемного капитала для развития, не задумывались об этом, не хотят использовать заемный капитал в принципе и другие схожие варианты ответа.
 
Наконец, наиболее важной причиной недостаточной активности МСП в привлечении капитала на фондовом рынке являются особенности государственного регулирования.
 
Гетерогенность форм собственности и характера деятельности рассматриваемого сегмента объясняют необходимость диверсификации мер регулирования. Размер и порядок процедуры налогообложения, требования к документации и отчетности должны вырабатываться в отдельности для каждого типа предприятий и для каждой страны. Успешность такой политики ярко продемонстрирована примером Великобритании, где трехмесячная отмена гербового сбора для малых и растущих предприятий (AIM) привела к увеличению дневного объема торгов на 40%.
 
Венчурное финансирование может оказывать сдерживающий, а не стимулирующий эффект для МСП в связи с сокращением стимулов к выходу на фондовый рынок. В связи с этим государственная политика должна принимать во внимание и функционирование данного типа компаний. Рекомендуется укрепление системы государственно-частного финансирования.
 
Угрозу представляет также развитие теневой банковой деятельности, которая выступает альтернативой привлечению заемных средств.
 
Все вышеописанные факторы обуславливают наблюдаемую на протяжении последних лет ситуацию с сокращением числа первичных публичных размещений среди малых предприятий. В Японии такая тенденция наблюдается с 2006 года, в Китае с 2010-го (исключение составляет Гонконг).
 
Рассмотренные выше проблемы, с которыми сталкивается средний и малый бизнес в странах ОЭСР, являются характерными и для России. Если в первой декаде тысячелетия число первичных размещений росло и достигло пика в 2007 году, когда путем проведения 25 размещений было привлечено 24 млрд долл. США, то в 2014 году было произведено одно размещение (гипермаркет «Лента», Лондонская биржа), а в 2015-м – два («Объединенная вагонная компания», «Московский кредитный банк», Московская биржа), при этом ни одна из этих компаний не представляет сегмент малого и среднего предпринимательства.
 
Следует отметить существование в России всех трех типов сложностей. Их наличие в определенной степени усложняется тем фактом, что российский фондовый рынок является сравнительно молодым, следовательно, не все рычаги привлечения капитала на нем доступны. Нормативно-правовая база в сфере регулирования финансовых инструментов пока не является всеобъемлющей. Как причиной этому, так и вытекающим результатом является отсутствие практики привлечения заемного капитала. Наряду с развитием рынка ценных бумаг данный фактор будет ослабевать, а доля привлекаемого заемного капитала расти.
 
Наконец, нельзя не принимать во внимание внешнеполитические факторы. Низкие позиции России в международных рейтингах свидетельствуют о существовании рисков при инвестировании в проекты нашей страны. В связи с этим иностранные инвесторы неохотно участвуют в российской собственности (что возможно, например, путем покупки депозитарных расписок). Компании же, в свою очередь, стараются привлекать капитал в других странах, где емкость рынка значительно выше: за период 2005–2014 годов число размещений российских компаний на Лондонской бирже оказалось примерно в два раза выше, чем на Московской. Таким образом, часть операций по привлечению заемного капитала, которые могли бы способствовать развитию и становлению рынка ценных бумаг, проводится вне страны. Разработка регуляторной базы в отношении рынка ценных бумаг, соответствие международным стандартам и принципам ведения политики в отношении малых и средних предприятий будет способствовать улучшению атмосферы ведения бизнеса в стране и поможет в определенной степени разрешить проблемы привлечения заемного капитала на фондовом рынке.
 
 
Анастасия МАТЮХИНА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.