• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР


Актуальные исследования ОЭСР в рамках Стратегии «зеленого» роста


В 2009 году министры стран ОЭСР приступили к разработке
Стратегии «зеленого» роста, которая была принята 42 странами ОЭСР в 2011 году. Данная Стратегия заключается в том, чтобы помочь странам в достижении экономического роста и развития, борясь в то же время с изменениями климата и предупреждая разрушение окружающей среды и неэффективное использование природных ресурсов. В данной Стратегии под «зеленым» ростом подразумевается модель, направленная на стимулирование экономического роста и развития, которая бережно относится к природному капиталу как источнику ресурсов и экологических услуг, на которых основывается благополучие граждан. Данная модель стимулирует инвестиции и инновации, которые являются основой устойчивого экономического роста и новых экономических возможностей. Стратегия ОЭСР способствует объединению экономических и экологических приоритетов. Страны ОЭСР признают, что традиционные модели экономического роста имеют негативное воздействие на окружающую среду и подрывают благосостояние граждан.

С 2011 года большинство стран приняли меры для продвижения концепции «зеленого» роста, которые включали установление налогов на загрязнения, транспорт, установление тарифов на воду, стимулирование эффективной утилизации отходов и прочие регламентирующие и субсидирующие меры. В трети стран ОЭСР была принята система индикаторов «зеленого» роста, предусмотренная Стратегией, облегчающая оценку выполнения обязательств и мониторинг на национальном уровне. Система базируется на шести главных индикаторах, служащих для сбалансированного представления основных компонентов зеленого роста: углеродная и материальная продуктивность, многомерная производительность с учетом потребностей окружающей среды, индекс природных ресурсов, изменения в землепользовании и растительном покрове и воздействие загрязнения воздуха на здоровье населения.

Для чего нужна Стратегия «зеленого» роста?

Традиционные модели экономического развития подвергают общество значительному риску замедления роста. Зачастую этот риск является следствием расточительного использования природного капитала и разрушения ряда экономически важных экосистемных услуг. Недостаточность или слабая реализация мер, направленных на поддержание этого капитала могут привести к росту издержек на его замещение. Более того, изменения в экосистемах также приводят к росту затрат, а также могут отразиться на состоянии здоровья граждан. Поэтому во избежание упадка современного уровня жизни необходимы новые модели производства и потребления, а также принципиально иные подходы к определению понятия «роста» и измерению его результатов.

Модель «зеленого» роста подразумевает стимулирование экономического и социального развития в условиях, при которых природный капитал может и дальше эффективно использоваться, что выгодно и гражданам, и национальной экономике. Переход экономики на Стратегию «зеленого» роста принесет множество положительных результатов, таких как повышение производительности труда и уровня инноваций, создание новых рабочих мест и рынков, а также новые бюджетные поступления. Более того, при замедлении изменений климата, обеспечении безопасности водных и энергетических ресурсов и функционирования экосистем снижается вероятность резких экологических изменений, способных вызвать негативные экономические и социальные последствия.

Отчет ОЭСР «На пути к зеленому росту»

Согласно отчету ОЭСР «На пути к зеленому росту» (Towards Green Growth), выпущенному в июле 2015 года, страны пока не завершили переход к модели «зеленого» роста. Авторы отчета настаивают на том, чтобы страны перестали придерживаться политики, которая не принимает во внимание воздействие на окружающую среду, и осознали нераздельность экономических и экологических целей для долгосрочного роста. Согласно отчету ОЭСР, средние потери общественного благосостояния в странах ОЭСР от загрязнения атмосферы составляют около 4% их совокупного ВВП.

Поскольку почти любая экономическая деятельность подразумевает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, климатическая политика должна проводиться во взаимодействии с другими областями. Поэтому основополагающей целью государств должна стать последовательность применения Стратегии «зеленого» роста в разных секторах экономики.

Как отмечается в отчете ОЭСР, во многих странах цели фискальной и экологической политики не являются согласованными. Например, в 33 из 34 стран ОЭСР дизельное топливо облагается меньшим налогом, чем бензин, хотя потребление литра дизельного топлива выбрасывает в атмосферу больше загрязняющих веществ и углекислого газа. К тому же политика государств в области «зеленого» роста не вызывает поддержки и не стимулирует «зеленые» инвестиции и внедрение «зеленых» инноваций.

В отчете выделены четыре основные экологические проблемы, на решение которых государства должны в первую очередь направить свои усилия: дефицит воды, изменение климата, влияние загрязнений на здоровье граждан, утрата биоразнообразия. Для решения этих проблем государства должны создать сбалансированную систему экологических налогов, проводить политику, стимулирующую научно-исследовательскую деятельность, делать инвестиции в инфраструктуру, осуществлять эффективное управление природными ресурсами. Особое внимание в отчете уделено необходимости реформы субсидий, противоречащих концепции «зеленого» роста. Так, около 640 миллиардов долларов в год в совокупности государства направляют на субсидии производству или потреблению горючего топлива, что противоречит задачам «зеленого» роста, тормозит инвестиции в «зеленые» технологии и представляет наибольшее препятствие для «зеленого» роста. Страны ОЭСР в период с 2005 по 2013 год направили на подобные субсидии от 55 до 90 миллиардов долларов. Согласно отчету ОЭСР, уже 60 стран во всем мире применяют или планируют применять углеродный налог.

Среди возможных проблем, возникших при реализации Стратегии «зеленого» роста, в отчете отмечено неодинаковое влияние на слои населения с разным уровнем дохода. Например, налоги на энергию, потребляемую для хозяйственных нужд (отопление, приготовление пищи), могут оказать значительное влияние на семьи с низким доходом. Возможным решением может стать снижение подоходного налога, предоставление помощи семьям с низким доходом или целевые денежные выплаты наиболее уязвимым слоям населения. Также реализация Стратегии может сказаться на конкурентоспособности местных производителей. Изменения в конкурентоспособности в переходный период должны решаться с помощью многосторонней координации политики с возможным применением компенсационных схем.

Установление экологических налогов обычно вызывает недовольство политической оппозиции. Однако опыт Ирландии и Канады показывает, что наличие политического лидера, общественных обсуждений, транспарентности и прогрессивности предлагаемой системы позволяют преодолеть недовольства и способствуют эффективному применению реформ.
Для предотвращения изменений окружающей среды странам необходимо принять следующие меры: повысить цену загрязнения окружающей среды, установить стоимость природных активов и услуг экологических систем, отменить экологически вредные субсидии, разработать эффективные регуляторные требования и стандарты, стимулировать «зеленые» инновации, измерять прогресс в области перехода к «зеленой» экономике. Страны принимают меры для продвижения концепции «зеленого» роста, но они должны действовать решительно при внедрении приоритетов по защите окружающей среды в экономические программы.

«Зеленый» рост в России

В России также уделяется внимание проблемам окружающей среды, приходит понимание того, что долгосрочное развитие, основанное на традиционных способах экономического роста, ведущих к серьезному воздействию на природные ресурсы и экосистему, невозможно.

В экономическом обзоре ОЭСР говорится о высоком потенциале российской экономически в переходе к устойчивому экономическому росту. Для этого необходимы структурные реформы, направленные на снижение зависимости от ренты, получаемой от добычи полезных ископаемых. Это требует повышения энергоэффективности и производительности труда, основанных на конкуренции, росте инвестиций и соответствии профессиональных навыков и квалификации профессиональным требованиям.

В июле 2015 года состоялся семинар по вопросам показателей «зеленого» роста в Министерстве экономического развития РФ.

Участниками семинара стали представители ОЭСР, Министерства экономического развития РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Минэнерго РФ, Минприроды РФ, Росстата, научного сообщества и пр. Столь широкое представительство различных государственных и частных структур отражает актуальность и востребованность проблемы перехода к «зеленому» росту в российском обществе.

В рамках семинара были затронуты вопросы концепции «зеленого» роста, международного сотрудничества, стандартов ОЭСР в сфере учета показателей «зеленого» роста, необходимых условий для получения результатов, разработки соответствующих методологий, индикаторов и показателей, перспективы перехода к «зеленой» экономике стран ОЭСР. 
В отношении России в рамках семинара были затронуты такие вопросы, как природоохранная политика России, российский опыт разработки показателей развития «зеленой» экономики и экологических показателей.

Таким образом, у России и ОЭСР есть значительный потенциал для развития сотрудничества в области перехода к модели «зеленого» роста, а также в сфере разработки и применения показателей оценки «зеленого» роста.

Мария МАРТЫНОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.