• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР


Исследования ОЭСР в рамках концепции «умной специализации»


Данная концепция зародилась в 2009 году по итогам публикации Европейской комиссией отчета «Знания для роста», подготовленного консультативной группой экспертов для Европейского союза. В нем была выдвинута рекомендация переориентировать политику с инвестирования средств государственного бюджета на высокотехнологичные направления (научные исследования и разработки, образование, поддержка малого и среднего бизнеса в области био-, информационно-компьютерных и нанотехнологий) на определение более узких сфер, способных в дальнейшем увеличить мощности экономики и ее конкурентные преимущества. Вскоре это предложение, получившее название «умная специализация», было одобрено и вошло в цели ЕС к 2020 году.

 
Суть концепции

«Умная специализация» определяет рамки политической системы, способной обеспечить инновационное развитие экономики, и затрагивает три направления анализа:
1)    влияние, которое научная, технологическая и экономическая специализации оказывает на сравнительные преимущества региона и, что немаловажно, экономический рост;
2)    определение текущих и перспективных окон возможностей для поиска оптимальной производственной специализации;
3)    механизмы, позволяющие предпринимателям и исследователям участвовать в формировании политики.

Одним из ключевых принципов в рамках данной стратегии является «предпринимательский поиск» – процесс, когда рыночные механизмы и частный сектор выявляют те виды экономической деятельности, развитие которых, по их мнению, обладает большим потенциалом. В связи с этим определение специализации происходит «снизу вверх», в отличие от традиционного типа формирования политики.

Ввиду того что эта концепция учитывает фактор несовершенства информации, разработка системы стимулирования раскрытия акторами информации является одной из ключевых задач. Тем не менее считается, что представители государственных органов могут самостоятельно прислушиваться к сигналам рынка (путем SWOT-анализа или опросов) либо использовать такие механизмы, как форсайт-методология, создание государственно-частных партнерств (ГЧП) и дорожных карт.

Основные принципы

Концепция «умной специализации» базируется на следующих основных принципах:
  1. Концентрация государственных инвестиций в конкретных наукоемких видах экономической деятельности необходима для стран, не являющихся лидерами ни в одной из сфер науки и технологий, так как иначе критический объем запаса инвестиций для достижения прорывных результатов не набирается ни по одному технологическому направлению, что сводит на нет политические усилия государства. При этом акцент делается на участии в конкретных звеньях глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦС).
  2. Определение областей специализации частным сектором, ведь именно он обладает необходимыми знаниями в области технологий, научных достижений и всего производственного процесса в данной отрасли, что позволяет принимать обоснованные решения. Перед государством же стоит функция сбора информации и трансформации политики в соответствии с выявленными приоритетами.
  3. Специализация в нескольких смежных видах деятельности позволяет повысить конкурентоспособность страны сразу в ряде ГЦС. Поэтому вместо углубления специализации в уже развитых сферах, эта концепция способствует открытию новых перспективных направлений.
  4. Политика разных регионов в рамках «умной специализации» должна быть скоординирована на горизонтальном уровне через формулирование общих целей на межрегиональном уровне, так как производственные процессы экономик зависят друг от друга.
  5. Активизация структурных изменений в экономике за счет модернизации производственных процессов, улучшения конкурентоспособности отстающих в развитии отраслей, внедрения информационно-компьютерных технологий и развития новых областей науки и технологий.

Возможные риски

Реализация идей «умной специализации» в то же время сопряжена со следующими рисками:
  1. Поскольку окончательное решение о распределении бюджета остается за государством, оно может быть политизированным и не отражать реальной ситуации на рынке. Опыт стран ОЭСР показал: если «победителей» выбирает государство, например, предоставляя субсидии компаниям, разрабатывающим альтернативные источники энергии, последствия для общественного благосостояния могут оказаться негативными.
  2. Возможно углубление неравенства между регионами из-за смещения капитала и рабочей силы в таргетируемые сферы. Так, если инвестиции будут направляться в развитие технологий в сельском хозяйстве в конкретном регионе страны, это впоследствии приведет к более низкому уровню конкуренции в данной отрасли (так как другие регионы начнут отставать), что негативно скажется на функционировании рыночных механизмов.
  3. В случае высокой концентрации инвестиций в одном виде экономической деятельности будет наблюдаться феномен убывающей отдачи.

Кластерная политика в рамках стратегии «умной специализации»

Формирование кластеров является неотъемлемой частью стратегии «умной специализации», так как они являются основным фактором экономической, технологической и промышленной специализации региона. В связи с этим возникает необходимость постоянной координации и приведения в соответствие кластерной политики с инструментами реализации стратегии «умной специализации». Предпочтение отдается созданию кластеров на основе уникальной ниши, найденной предпринимателями, которые должны пребывать в постоянном поиске новых возможностей. Инвестиционный отбор же осуществляется не между кластерами, а между их проектами: перед государством стоит задача управления «портфелем кластеров», поэтому меры поддержки варьируются в зависимости от степени их развитости.

«Умная специализация» в России

Элементы кластерной политики уже содержатся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Развитие кластеров является одним из основных механизмов на пути к созданию инновационной экономики. Председателем Правительства Российской Федерации утвержден перечень 25 территориальных инновационных кластеров (поручение от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060), на уровне Минэкономразвития России принимаются меры по активизации взаимодействия инновационных территориальных кластеров с институтами развития и крупнейшими компаниями с государственным участием.

Хотя в России концепция «умной специализации» не утверждена на государственном уровне, многие эксперты делают акцент на необходимости развития кластеров в регионах с учетом положений данной стратегии и ориентации на рынки будущего.

Успешному воплощению идей концепции «умной специализации» в России будет способствовать анализ кейсов ее реализации отдельными регионами ЕС, а также поиск возможностей для трансфера знаний и адаптации лучших политических практик в России, включая форсайт-исследования для отдельных отраслей российской промышленности с целью определения уникальных ниш, способных стать ключевыми точками дальнейшего роста через привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций.

Кейс Дании

В данном аспекте показательным является пример Дании. В 2011 году государство приняло новую стратегию роста в тех направлениях, где страна имела сильные позиции на мировом рынке: судоходство, дизайн, экологические, био- и водные решения, здравоохранение, энергетика, пищевая промышленность, туризм и бюджетный отдых, а также информационно-коммуникационные технологии. В этих отраслях были созданы восемь экспертных «команд роста», призванных оценить, каким образом изменение регулирования, создание государственно-частых предприятий (ГЧП) может привести к их дальнейшему развитию. Помимо этого, были выявлены барьеры для инвестиций, специфичные для каждого из секторов и перспективные направления расширения рынков сбыта. Так, например, оптимизация государственного регулирования сточных вод способствовала созданию технологий, которые в дальнейшем пошлина экспорт. В целом этот подход доказал эффективность политики, разработанной на секторальном уровне.

Заключение

Эффективное управление в концепции «умной специализации» реализуется путем стратегического планирования и прогнозирования будущих возможностей. С одной стороны, необходимо выявить уникальные конкурентные преимущества региона, а с другой – создать четкую программу действий в рамках этой стратегии. Применяемые инструменты политики должны полностью соответствовать развитию выявленных приоритетных направлений. Отдельной задачей является построение такой системы отношений между предпринимателями и органами государственного управления, которая смогла бы обеспечить координацию принимаемых ими решений и уполномочить представителей бизнеса самостоятельно определять окна возможностей.

Таким образом, «умная специализация» основывается на механизмах, позволяющих государственной политике максимально эффективно реализовывать творческий потенциал предпринимателей и ученых.

Юлия БОДРОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.