ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР
Исследования ОЭСР в рамках концепции «умной специализации»
Данная концепция зародилась в 2009 году по итогам публикации Европейской комиссией отчета «Знания для роста», подготовленного консультативной группой экспертов для Европейского союза. В нем была выдвинута рекомендация переориентировать политику с инвестирования средств государственного бюджета на высокотехнологичные направления (научные исследования и разработки, образование, поддержка малого и среднего бизнеса в области био-, информационно-компьютерных и нанотехнологий) на определение более узких сфер, способных в дальнейшем увеличить мощности экономики и ее конкурентные преимущества. Вскоре это предложение, получившее название «умная специализация», было одобрено и вошло в цели ЕС к 2020 году.
- Концентрация государственных инвестиций в конкретных наукоемких видах экономической деятельности необходима для стран, не являющихся лидерами ни в одной из сфер науки и технологий, так как иначе критический объем запаса инвестиций для достижения прорывных результатов не набирается ни по одному технологическому направлению, что сводит на нет политические усилия государства. При этом акцент делается на участии в конкретных звеньях глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦС).
- Определение областей специализации частным сектором, ведь именно он обладает необходимыми знаниями в области технологий, научных достижений и всего производственного процесса в данной отрасли, что позволяет принимать обоснованные решения. Перед государством же стоит функция сбора информации и трансформации политики в соответствии с выявленными приоритетами.
- Специализация в нескольких смежных видах деятельности позволяет повысить конкурентоспособность страны сразу в ряде ГЦС. Поэтому вместо углубления специализации в уже развитых сферах, эта концепция способствует открытию новых перспективных направлений.
- Политика разных регионов в рамках «умной специализации» должна быть скоординирована на горизонтальном уровне через формулирование общих целей на межрегиональном уровне, так как производственные процессы экономик зависят друг от друга.
- Активизация структурных изменений в экономике за счет модернизации производственных процессов, улучшения конкурентоспособности отстающих в развитии отраслей, внедрения информационно-компьютерных технологий и развития новых областей науки и технологий.
Возможные риски
- Поскольку окончательное решение о распределении бюджета остается за государством, оно может быть политизированным и не отражать реальной ситуации на рынке. Опыт стран ОЭСР показал: если «победителей» выбирает государство, например, предоставляя субсидии компаниям, разрабатывающим альтернативные источники энергии, последствия для общественного благосостояния могут оказаться негативными.
- Возможно углубление неравенства между регионами из-за смещения капитала и рабочей силы в таргетируемые сферы. Так, если инвестиции будут направляться в развитие технологий в сельском хозяйстве в конкретном регионе страны, это впоследствии приведет к более низкому уровню конкуренции в данной отрасли (так как другие регионы начнут отставать), что негативно скажется на функционировании рыночных механизмов.
- В случае высокой концентрации инвестиций в одном виде экономической деятельности будет наблюдаться феномен убывающей отдачи.
Кластерная политика в рамках стратегии «умной специализации»
Юлия БОДРОВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.