АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Основные результаты Международной программы PISA-2012
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment / PISA) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.
За годы реализации программы значительно вырос авторитет этого исследования: в 2000 году в программе участвовали 32 страны (из них 28 стран ОЭСР), а в 2012-м – 65 стран (из них 34 страны ОЭСР).
В исследовании 2012 года основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире за последние годы.
В качестве дополнительной части в исследовании PISA-2012 проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового типа интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем. Новым направлением стало изучение финансовой грамотности 15-летних учащихся.
Ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других государств и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. В 13 странах были проведены эффективные реформы образования, положительный результат которых был зафиксирован уже в 2009 году.
Как было показано в публикациях стран, которые дополнительно провели лонгитюдные исследования на выборке исследования PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности
15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.
Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ и ГИА-9, при разработке государственных стандартов второго поколения, а также компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений. По результатам анализа инициированы дополнительные исследования, целью которых было объяснить отличающиеся результаты в различных международных исследованиях, например, PISA и PIRLS (проект «Тянитолкай») или PISA и TIMSS (проведение тестирования PISA-2012 среди учащихся, составивших представительную выборку в исследовании TIMSS в 2011 году.
Результаты исследования PISA в 2012 году дают ответы на следующие вопросы:
1. Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?
2. В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?
Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8.4% – 7–8-е классы, 73.5% – 9-й класс, 13.7% – 10–11-е классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4.3%).
Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Ниже представлены первые результаты исследования PISA в 2012 году в России в сравнении со странами ОЭСР, наиболее экономически развитыми из 65 стран-участниц (табл. 1).
Математическая грамотность
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны осуществлять конструктивные, активные и размышляющие граждане.
В 2012 году средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по математической грамотности составил 482 балла, средний результат по странам ОЭСР – 494 балла.
В лидирующую группу стран, как и в предыду-щие годы, вошли страны и экономические зоны стран Юго-Восточной Азии: Шанхай (Китай), Син-гапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Ко-рея. Средний результат учащихся Шанхая (613 баллов) на 119 баллов выше средних результатов по странам ОЭСР, что, по данным исследования PISA, эквивалентно почти трем годам обучения в школе.
|
Страна |
Средний балл |
Место страны среди других стран |
|
1. |
Шанхай (Китай) |
613 |
|
1 |
2. |
Сингапур |
573 |
|
2 |
3. |
Гонконг (Китай) |
561 |
|
3-5 |
4. |
Тайвань |
560 |
|
3-5 |
5. |
Республика Корея |
554 |
|
3-5 |
6. |
Макао (Китай) |
538 |
|
6-8 |
7. |
Япония |
536 |
|
6-9 |
8. |
Лихтенштейн |
535 |
|
6-9 |
9. |
Швейцария |
531 |
|
7-9 |
10. |
Нидерланды |
523 |
|
9-14 |
11. |
Эстония |
521 |
|
10-14 |
12. |
Финляндия |
519 |
|
10-15 |
13. |
Канада |
518 |
|
11-16 |
14. |
Польша |
518 |
|
10-17 |
15. |
Бельгия |
515 |
|
13-17 |
16. |
Германия |
514 |
|
13-17 |
17. |
Вьетнам |
511 |
|
11-19 |
18. |
Австрия |
506 |
|
17-22 |
19. |
Австралия |
504 |
|
17-21 |
20. |
Ирландия |
501 |
|
18-24 |
21. |
Словения |
501 |
|
19-23 |
22. |
Дания |
500 |
|
19-25 |
23. |
Новая Зеландия |
500 |
|
19-25 |
24. |
Чешская Республика |
499 |
|
19-26 |
25. |
Франция |
495 |
|
23-29 |
26. |
Великобритания |
494 |
|
23-31 |
27. |
Исландия |
493 |
|
25-29 |
28. |
Латвия |
491 |
|
25-32 |
29. |
Люксембург |
490 |
|
27-31 |
30. |
Норвегия |
489 |
|
26-33 |
31. |
Португалия |
487 |
|
26-36 |
32. |
Италия |
485 |
|
30-35 |
33. |
Испания |
484 |
|
31-36 |
34. |
Россия |
482 |
|
31-39 |
35. |
Словацкая Республика |
482 |
|
31-39 |
36. |
США |
481 |
|
31-39 |
37. |
Литва |
479 |
|
34-40 |
38. |
Швеция |
478 |
|
35-40 |
39. |
Венгрия |
477 |
|
35-40 |
40. |
Хорватия |
471 |
|
38-41 |
41. |
Израиль |
466 |
|
40-41 |
42. |
Греция |
453 |
|
42-44 |
43. |
Сербия |
449 |
|
42-45 |
44. |
Турция |
448 |
|
42-46 |
45. |
Румыния |
445 |
|
43-47 |
46. |
Кипр |
440 |
|
45-47 |
47. |
Болгария |
439 |
|
45-49 |
48. |
ОАЭ |
434 |
|
47-49 |
49. |
Казахстан |
432 |
|
47-50 |
50. |
Таиланд |
427 |
|
49-52 |
51. |
Чили |
423 |
|
50-52 |
52. |
Малайзия |
421 |
|
50-52 |
53. |
Мексика |
413 |
|
53-54 |
54. |
Черногория |
410 |
|
54-56 |
55. |
Уругвай |
409 |
|
53-56 |
56. |
Коста-Рика |
407 |
|
54-56 |
57. |
Албания |
394 |
|
57-59 |
58. |
Бразилия |
391 |
|
57-60 |
59. |
Аргентина |
388 |
|
57-61 |
60. |
Тунис |
388 |
|
57-61 |
61. |
Иордания |
386 |
|
59-62 |
62. |
Колумбия |
376 |
|
62-64 |
63. |
Катар |
376 |
|
62-64 |
64. |
Индонезия |
375 |
|
62-65 |
65. |
Перу |
368 |
|
64-65 |
Таблица 1. Результаты стран по математической грамотности
|
Рисунок 1. Средний балл российских учащихся
|
|
Рисунок 2. Уровни математической
|
Результаты российских учащихся статистически ниже результатов учащихся 30 стран. Они значимо не отличаются от результатов учащихся 9 стран и статистически выше результатов учащихся 25 стран.
За годы участия в программе PISA начиная с 2003 года наблюдается повышение результатов российских учащихся по математической грамотности на 14 баллов (рис. 1).
Уровни математической грамотности
Сравнение распределения российских учащихся по уровням математической грамотности показывает, что за период с 2003 по 2012 год увеличилось число 15-летних учеников с более высокими уровнями математической грамотности (4–6-й уровни по международной шкале) с 20 до 24% и уменьшилось число детей с низким уровнем математической грамотности (ниже 2-го уровня) – с 30 до 23%.
В соответствии с международной шкалой уровней математической грамотности 77% российских 15-летних учащихся продемонстрировали готовность адекватно применять математические знания и умения – они достигли порогового (2-го) уровня или превысили его. Из них 8% обладают высоким уровнем математической грамотности (5–6-й уровни), могут осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную ими на основе исследования сложных проблемных ситуаций и их моделирования. Они могут использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме. В ОЭСР таких учащихся 12%.
Не достигли порогового (2-го) уровня математической грамотности в 2012 году 23% российских учащихся 15-летнего возраста (рис. 2).
Результаты по областям содержания
Средние баллы российских учащихся по выполнению заданий, связанных с двумя областями содержания «Изменение и зависимости» (алгебра) – 491 балл и «Пространство и форма» (геометрия) – 496 баллов, статистически не отличаются от средних баллов, показанных странами ОЭСР (493 и 490 баллов соответственно). По областям «Количество» (арифметика) – 478 баллов и «Неопределенность и данные» (статистика и вероятность) – 463 балла результаты существенно ниже средних результатов по странам ОЭСР (495 и 493 соответственно) (рис. 3).
Таким образом, российские учащиеся продемонстрировали разные уровни овладения материалом, который признан на международном уровне важным для решения повседневных проблем, – средний уровень овладения алгебраическим и геометрическим материалом и явно недостаточный уровень овладения материалом из курса арифметики и разделов вероятности и статистики.
Результаты по видам деятельности
Анализ результатов выполнения российскими учащимися заданий, требующих применения различных видов деятельности, показывает, что российские учащиеся явно успешнее могут «формулировать математически» поставленную проблему (481 балл) и «применять» нужную математику для ее решения (487 баллов) и менее успешно справляются с «интерпретацией» полученного математического решения и его представлением в контексте поставленной проблемы (471 балл). Для сравнения: в странах ОЭСР средние баллы по всем видам деятельности значимо выше российских: формулирование – 492, применение – 493, интерпретация – 497.
Кроме того, фактически не различающиеся значения средних баллов по трем видам деятельности в странах ОЭСР говорят о том, что внимание к ним в процессе обучения в целом сбалансированно. В то же время результаты российских учащихся явно говорят о недостаточном внимании к развитию такой деятельности, как интерпретация, использование и оценивние результатов (рис. 4).
|
Рисунок 3. Результаты по областям содержания
|
|
Рисунок 4. Результаты по видам деятельности |
|
Страна |
Средний балл |
Место страны среди других стран |
|
1. |
Шанхай (Китай) |
570 |
|
1 |
2. |
Гонконг (Китай) |
545 |
|
2-4 |
3. |
Сингапур |
542 |
|
2-4 |
4. |
Япония |
538 |
|
2-5 |
5. |
Республика Корея |
536 |
|
3-5 |
6. |
Финляндия |
524 |
|
6-10 |
7. |
Ирландия |
523 |
|
6-10 |
8. |
Тайвань |
523 |
|
6-10 |
9. |
Канада |
523 |
|
6-10 |
10. |
Польша |
518 |
|
7-14 |
11. |
Эстония |
516 |
|
10-14 |
12. |
Лихтенштейн |
516 |
|
7-18 |
13. |
Новая Зеландия |
512 |
|
11-19 |
14. |
Австралия |
512 |
|
12-18 |
15. |
Нидерланды |
511 |
|
11-21 |
16. |
Бельгия |
509 |
|
13-21 |
17. |
Швейцария |
509 |
|
13-22 |
18. |
Макао (Китай) |
509 |
|
15-20 |
19. |
Вьетнам |
508 |
|
12-23 |
20. |
Германия |
508 |
|
13-22 |
21. |
Франция |
505 |
|
16-23 |
22. |
Норвегия |
504 |
|
17-24 |
23. |
Великобритания |
499 |
|
20-26 |
24. |
США |
498 |
|
21-28 |
25. |
Дания |
496 |
|
23-27 |
26. |
Чешская Республика |
493 |
|
23-31 |
27. |
Италия |
490 |
|
26-34 |
28. |
Австрия |
490 |
|
25-34 |
29. |
Латвия |
489 |
|
26-35 |
30. |
Венгрия |
488 |
|
25-36 |
31. |
Испания |
488 |
|
27-35 |
32. |
Люксембург |
488 |
|
28-35 |
33. |
Португалия |
488 |
|
25-37 |
34. |
Израиль |
486 |
|
25-40 |
35. |
Хорватия |
485 |
|
28-39 |
36. |
Швеция |
483 |
|
30-40 |
37. |
Исландия |
483 |
|
33-39 |
38. |
Словения |
481 |
|
35-39 |
39. |
Литва |
477 |
|
37-42 |
40. |
Греция |
477 |
|
36-42 |
41. |
Турция |
475 |
|
36-42 |
42. |
Россия |
475 |
|
38-42 |
43. |
Словацкая Республика |
463 |
|
43-43 |
44. |
Кипр |
449 |
|
44-45 |
45. |
Сербия |
446 |
|
44-48 |
46. |
ОАЭ |
442 |
|
45-50 |
47. |
Чили |
441 |
|
45-50 |
48. |
Таиланд |
441 |
|
45-51 |
49. |
Коста-Рика |
441 |
|
45-51 |
50. |
Румыния |
438 |
|
46-51 |
51. |
Болгария |
436 |
|
45-51 |
52. |
Мексика |
424 |
|
52-53 |
53. |
Черногория |
422 |
|
52-53 |
54. |
Уругвай |
411 |
|
54-56 |
55. |
Бразилия |
410 |
|
54-56 |
56. |
Тунис |
404 |
|
54-60 |
57. |
Колумбия |
403 |
|
55-60 |
58. |
Иордания |
399 |
|
56-62 |
59. |
Малайзия |
398 |
|
57-63 |
60. |
Индонезия |
396 |
|
56-63 |
61. |
Аргентина |
396 |
|
57-63 |
62. |
Албания |
394 |
|
58-64 |
63. |
Казахстан |
393 |
|
59-64 |
64. |
Катар |
388 |
|
63-65 |
65. |
Перу |
384 |
|
63-65 |
Таблица 2. Результаты стран по читательской грамотности
Читательская грамотность
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Средний балл российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2012 году составил 475 баллов, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла).
В лидирующую группу стран вошли Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея (табл. 2).
По сравнению с 2000 годом в 2012-м наблюдается повышение среднего балла по читательской грамотности на 13 единиц (с 462 до 475 баллов), а по сравнению с 2009 годом – на 16 единиц (рис. 5).
Уровни читательской грамотности
В исследовании PISA установлено 6 уровней читательской грамотности, среди которых 2-й уровень является пороговым (рис. 6). Процент российских учащихся, не готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, уменьшился с 28% в 2000 году до 22% в 2012-м, а число учащихся, продемонстрировавших самые высокие результаты, соответствующие 5–6-му уровням читательской грамотности, повысилось с 3 до 5%.
Число 15-летних учащихся России, достижения которых выше порогового уровня, составляет 78% (в среднем в странах ОЭСР – 82%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов (достигших 4-го уровня и выше) – 20% (29% в среднем по ОЭСР) (рис. 7). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 22%. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале). В странах ОЭСР таких учащихся в среднем 18%.
В понимании текстов всех типов российские 15-летние читатели немного отстают от своих сверстников из стран ОЭСР (рис. 8). Это различие минимально в понимании повествовательных и описательных текстов и максимально в понимании инструкций. Улучшение результатов между 2009 и 2012 годами в российской выборке отмечается в понимании рассуждений. Между 2009 и 2012 годами у российских учащихся наметился прогресс в ряде читательских умений, а именно в умении искать и вычленять информацию из текстов. Различия в результатах учащихся России и стран ОЭСР в этом действии практически исчезли. Умение интегрировать и интерпретировать информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из стран ОЭСР. Умение осмыслить и оценить текстовое сообщение у российских 15-летних читателей также развито хуже, чем у учащихся стран ОЭСР.
|
Рисунок 5. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности |
|
Рисунок 6. Уровни читательской грамотности |
|
по типу текста |
|
по читательским действиям |
|
Страна |
Средний балл |
Место страны среди других стран |
|
1. |
Шанхай (Китай) |
580 |
|
1 |
2. |
Гонконг (Китай) |
555 |
|
2-3 |
3. |
Сингапур |
551 |
|
2-4 |
4. |
Япония |
547 |
|
3-6 |
5. |
Финляндия |
545 |
|
4-6 |
6. |
Эстония |
541 |
|
5-7 |
7. |
Республика Корея |
538 |
|
5-8 |
8. |
Вьетнам |
528 |
|
7-15 |
9. |
Польша |
526 |
|
8-16 |
10. |
Канада |
525 |
|
8-14 |
11. |
Лихтенштейн |
525 |
|
8-17 |
12. |
Германия |
524 |
|
8-17 |
13. |
Тайвань |
523 |
|
9-17 |
14. |
Нидерланды |
522 |
|
8-18 |
15. |
Ирландия |
522 |
|
10-18 |
16. |
Австралия |
521 |
|
11-18 |
17. |
Макао (Китай) |
521 |
|
13-17 |
18. |
Новая Зеландия |
516 |
|
17-21 |
19. |
Швейцария |
515 |
|
17-22 |
20. |
Словения |
514 |
|
18-21 |
21. |
Великобритания |
514 |
|
16-22 |
22. |
Чешская Республика |
508 |
|
21-25 |
23. |
Австрия |
506 |
|
22-26 |
24. |
Бельгия |
505 |
|
22-25 |
25. |
Латвия |
502 |
|
23-29 |
26. |
Франция |
499 |
|
24-31 |
27. |
Дания |
498 |
|
24-32 |
28. |
США |
497 |
|
24-35 |
29. |
Испания |
496 |
|
26-33 |
30. |
Литва |
496 |
|
26-34 |
31. |
Норвегия |
495 |
|
26-36 |
32. |
Венгрия |
494 |
|
27-36 |
33. |
Италия |
494 |
|
28-35 |
34. |
Хорватия |
491 |
|
29-38 |
35. |
Люксембург |
491 |
|
32-36 |
36. |
Португалия |
489 |
|
30-38 |
37. |
Россия |
486 |
|
34-38 |
38. |
Швеция |
485 |
|
36-39 |
39. |
Исландия |
478 |
|
38-40 |
40. |
Словацкая Республика |
471 |
|
39-42 |
41. |
Израиль |
470 |
|
39-43 |
42. |
Греция |
467 |
|
40-43 |
43. |
Турция |
463 |
|
41-43 |
44. |
ОАЭ |
448 |
|
44-47 |
45. |
Болгария |
446 |
|
44-49 |
46. |
Чили |
445 |
|
44-48 |
47. |
Сербия |
445 |
|
44-49 |
48. |
Таиланд |
444 |
|
44-49 |
49. |
Румыния |
439 |
|
47-50 |
50. |
Кипр |
438 |
|
48-50 |
51. |
Коста-Рика |
429 |
|
51-52 |
52. |
Казахстан |
425 |
|
51-53 |
53. |
Малайзия |
420 |
|
52-55 |
54. |
Уругвай |
416 |
|
53-56 |
55. |
Мексика |
415 |
|
54-56 |
56. |
Черногория |
410 |
|
56-58 |
57. |
Иордания |
409 |
|
55-59 |
58. |
Аргентина |
406 |
|
56-61 |
59. |
Бразилия |
405 |
|
57-60 |
60. |
Колумбия |
399 |
|
59-62 |
61. |
Тунис |
398 |
|
59-62 |
62. |
Албания |
397 |
|
60-62 |
63. |
Катар |
384 |
|
63-64 |
64. |
Индонезия |
382 |
|
63-64 |
65. |
Перу |
373 |
|
65 |
Таблица 3. Результаты стран по естественно-научной грамотности
Естественно-научная грамотность
Под естественно-научной грамотностью в исследовании PISA понимается способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах в отношении естественно-научных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Средний балл российских учащихся 15-летнего возраста по естественно-научной грамотности в 2012 году составил 486 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 501 балл.
Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Шанхая.
По сравнению с 2006 годом в 2012-м наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по естественно-научной грамотности с 479 до 486 (на 7 баллов), а по сравнению с 2009 годом – на 8 баллов (рис. 9).
Уровни естественно-научной грамотности
В распределении 15-летних учащихся по уровням естественно-научной грамотности уменьшилось число учащихся, не достигших порогового значения естественно-научной грамотности (2-го уровня по международной шкале) – с 22 до 18% (рис. 10). При достижении данного уровня учащиеся начинают проявлять естественно-научные компетенции, позволяющие им принимать участие в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией.
Зафиксировано также увеличение числа учащихся с высокими результатами (4–6-й уровни по международной шкале) – с 18 до 20% по сравнению с 2009 годом. По сравнению с 2006 годом данный процент учащихся практически не изменился.
|
Рисунок 9. Средний балл российских учащихся по естественно-научной грамотности
|
|
Рисунок 10. Уровни естественно-научной грамотности
|
|
Рисунок 11. Результаты по областям естествознания
|
|
Рисунок 12. Результаты по видам деятельности
|
Результаты по областям естествознания
Средние результаты выполнения заданий российскими учащимися по всем содержательным областям естествознания немного ниже средних результатов по странам ОЭСР, но в целом они повторяют основные тенденции для этих стран: более высокие результаты выполнения заданий, связанных с физическими и технологическими системами, наиболее низкие результаты по заданиям, связанным с живой природой (рис. 11).
Результаты по видам деятельности
По уровню сформированности естественно-научных компетенций российские учащиеся немного уступают своим сверстникам из стран ОЭСР (рис. 12). Наибольшие затруднения у них возникают при анализе действий незнакомых экспериментальных установок, объяснении явлений, представленных в незнакомом контексте, сопоставлении информации из разных источников или при интеграции сведений о двух или более факторах.
Результаты исследования PISA выявили недочеты в сформированности ряда важных умений у российских учащихся: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.
Обеспечение равенства возможностей в получении образования
Качество образования стран и их конкурентоспособность во многом определяются тем, как решаются вопросы, связанные с обеспечением возможностей для раскрытия потенциала учащихся в процессе их обучения.
В исследовании PISA для сравнения стран выделяют следующие направления:
§ результаты 15-летних учащихся, обучающихся по различным образовательным программам;
§ результаты 15-летних учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками;
§ гендерные различия учащихся;
§ учет социально-экономических условий семей учащихся.
Результаты по различным программам обучения
Наиболее высокие достижения по всем видам грамотности продемонстрировали 15-летние учащиеся 10–11-х классов. Достижения 15-летних учащихся из 7–9-х классов примерно совпали с общероссийским уровнем, что обусловлено тем, что они составляют большинство учащихся российской выборки (рис. 13).
Рисунок 13. Результаты по различным программам обучения |
Наиболее низкие достижения по всем видам грамотности по сравнению с общероссийскими наблюдаются у 15-летних учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).
Среди учащихся 10–11-х классов доля подростков, продемонстрировавших готовность к самообучению (4–6-й уровни математической грамотности), составляет 38%; среди учащихся 7–9-х классов – 22%. Учащиеся учреждений СПО и НПО значительно проигрывают в данном показателе, доля учащихся, готовых к самообучению, составляет всего 15 и 17% соответственно. Однако по сравнению с 2009 годом наблюдается заметное улучшение данного показателя: таких учащихся было 11 и 6% соответственно.
Результаты по математической грамотности в образовательных учреждениях, отличающихся расположением
Выявляется закономерность, что с увеличением численности жителей в населенном пункте значительно увеличиваются достижения учащихся по математической грамотности (особенно это характерно для России). Наивысшие достижения учащихся по математической грамотности приходятся на большие города с населением более миллиона человек, различие с деревней/селом с населением менее 3000 человек составляет 53 балла (рис. 14). По странам ОЭСР это различие меньше – оно составляет 32 балла.
Следует отметить, что по сравнению с 2003 годом результаты учащихся сельских школ повысились на 21 балл (с 439 до 460 баллов), а учащихся из школ поселков и малых городов – на 16 баллов (с 449 до 465 баллов). Эти изменения значительно больше, чем у учащихся из школ больших городов, изменение в результатах которых за данный период составило всего 6 баллов.
Гендерные различия
По данным исследования PISA 2003 года, результаты российских юношей в области математической грамотности были значительно выше результатов девушек (рис. 15). Разница тогда составляла 10 баллов. В 2012 году гендерных различий обнаружено не было. Девушки и юноши продемонстрировали практически одинаковые результаты. В основном это произошло за счет значительного прироста баллов у девушек, результаты которых по математике за последние 9 лет выросли на 20 единиц, в то время как у юношей – только на 8 баллов.
|
Рисунок 14. Результаты по математической грамотности в образовательных учреждениях, отличающихся расположением
|
Рисунок 15. Гендерные различия
|
Результаты 15-летних учащихся, отличающихся социально-экономическим положением их семей
Для России подтвердилась связь уровня математической грамотности с социально-экономическим положением семьи учащегося (рис. 16). Средний балл учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом значительно ниже среднего балла, который имеют учащиеся из более благополучных семей (уровень CЭС выше среднего или высокий).
Необходимо отметить, что за период с 2003 по 2012 годы результаты учащихся с низким социально-экономическим статусом увеличились на 12 баллов. Данный прирост оказался практически таким же, как и у учащихся с высоким социально-экономическим статусом, изменение результатов которых за данный период составило 11 баллов.
Основные выводы
1. В результатах российских 15-летних учащихся в исследовании PISA-2012 наметились положительные тенденции по основным направлениям функциональной грамотности.
2. Положительные изменения произошли в большей степени за счет повышения уровня функциональной грамотности 15-летних учащихся сельских школ и учащихся с низким социально-экономическим положением семей, что косвенно говорит о повышении доступности общего образования в стране.
3. Для закрепления наметившейся положительной динамики российской системе образования необходимо предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, ориентированных на компетентностный подход, по переподготовке учителей, мониторингу способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в ситуациях, выходящих за пределы учебных и приближенных к реальным. Необходимо, сохраняя фундаментальность традиционного подхода, наполнить изучение школьных предметов комплексными задачами с использованием жизненных ситуаций, интересными и содержательными для учащихся, в том числе интерактивными, с использованием компьютерной среды.
Галина КОВАЛЕВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.