• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Основные результаты Международной программы PISA-2012


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
(Programme for International Student Assessment / PISA) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.

 

За годы реализации программы значительно вырос авторитет этого исследования: в 2000 году в программе участвовали 32 страны (из них 28 стран ОЭСР), а в 2012-м – 65 стран (из них 34 страны ОЭСР).

 

В исследовании 2012 года основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире за последние годы.

 

В качестве дополнительной части в исследовании PISA-2012 проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового типа интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем. Новым направлением стало изучение финансовой грамотности 15-летних учащихся.

 

Ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других государств и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. В 13 странах были проведены эффективные реформы образования, положительный результат которых был зафиксирован уже в 2009 году.

 

Как было показано в публикациях стран, которые дополнительно провели лонгитюдные исследования на выборке исследования PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности

 

15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.

 

Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ и ГИА-9, при разработке государственных стандартов второго поколения, а также компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений. По результатам анализа инициированы дополнительные исследования, целью которых было объяснить отличающиеся результаты в различных международных исследованиях, например, PISA и PIRLS (проект «Тянитолкай») или PISA и TIMSS (проведение тестирования PISA-2012 среди учащихся, составивших представительную выборку в исследовании TIMSS в 2011 году.

 

Результаты исследования PISA в 2012 году дают ответы на следующие вопросы:

 

1. Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

 

2. В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?

 

Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8.4% – 7–8-е классы, 73.5% – 9-й класс, 13.7% – 10–11-е классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4.3%).

 

Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

 

Ниже представлены первые результаты исследования PISA в 2012 году в России в сравнении со странами ОЭСР, наиболее экономически развитыми из 65 стран-участниц (табл. 1).


Математическая грамотность

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны осуществлять конструктивные, активные и размышляющие граждане.

В 2012 году средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по математической грамотности составил 482 балла, средний результат по странам ОЭСР – 494 балла.

 

В лидирующую группу стран, как и в предыду-щие годы, вошли страны и экономические зоны стран Юго-Восточной Азии: Шанхай (Китай), Син-гапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Ко-рея. Средний результат учащихся Шанхая (613 баллов) на 119 баллов выше средних результатов по странам ОЭСР, что, по данным исследования PISA, эквивалентно почти трем годам обучения в школе.

 

Страна

Средний балл

Место страны среди других стран

1.            

Шанхай (Китай)

613

 

1

2.            

Сингапур

573

 

2

3.            

Гонконг (Китай)

561

 

3-5

4.            

Тайвань

560

 

3-5

5.            

Республика Корея

554

 

3-5

6.            

Макао (Китай)

538

 

6-8

7.            

Япония

536

 

6-9

8.            

Лихтенштейн

535

 

6-9

9.            

Швейцария

531

 

7-9

10.          

Нидерланды

523

 

9-14

11.          

Эстония

521

 

10-14

12.          

Финляндия

519

 

10-15

13.          

Канада

518

 

11-16

14.          

Польша

518

 

10-17

15.          

Бельгия

515

 

13-17

16.          

Германия

514

 

13-17

17.          

Вьетнам

511

 

11-19

18.          

Австрия

506

 

17-22

19.          

Австралия

504

 

17-21

20.          

Ирландия

501

 

18-24

21.          

Словения

501

 

19-23

22.          

Дания

500

 

19-25

23.          

Новая Зеландия

500

 

19-25

24.          

Чешская Республика

499

 

19-26

25.          

Франция

495

 

23-29

26.          

Великобритания

494

 

23-31

27.          

Исландия

493

 

25-29

28.          

Латвия

491

 

25-32

29.          

Люксембург

490

 

27-31

30.          

Норвегия

489

 

26-33

31.          

Португалия

487

 

26-36

32.          

Италия

485

 

30-35

33.          

Испания

484

 

31-36

34.          

Россия

482

 

31-39

35.          

Словацкая Республика

482

 

31-39

36.          

США

481

 

31-39

37.          

Литва

479

 

34-40

38.          

Швеция

478

 

35-40

39.          

Венгрия

477

 

35-40

40.          

Хорватия

471

 

38-41

41.          

Израиль

466

 

40-41

42.          

Греция

453

 

42-44

43.          

Сербия

449

 

42-45

44.          

Турция

448

 

42-46

45.          

Румыния

445

 

43-47

46.          

Кипр

440

 

45-47

47.          

Болгария

439

 

45-49

48.          

ОАЭ

434

 

47-49

49.          

Казахстан

432

 

47-50

50.          

Таиланд

427

 

49-52

51.          

Чили

423

 

50-52

52.          

Малайзия

421

 

50-52

53.          

Мексика

413

 

53-54

54.          

Черногория

410

 

54-56

55.          

Уругвай

409

 

53-56

56.          

Коста-Рика

407

 

54-56

57.          

Албания

394

 

57-59

58.          

Бразилия

391

 

57-60

59.          

Аргентина

388

 

57-61

60.          

Тунис

388

 

57-61

61.          

Иордания

386

 

59-62

62.          

Колумбия

376

 

62-64

63.          

Катар

376

 

62-64

64.          

Индонезия

375

 

62-65

65.          

Перу

368

 

64-65

 

Таблица 1. Результаты стран по математической грамотности

 

 

Рисунок 1. Средний балл

российских учащихся
по математической
грамотности

 

 

 

Рисунок 2. Уровни

математической
грамотности

 

 

 

Результаты российских учащихся статистически ниже результатов учащихся 30 стран. Они значимо не отличаются от результатов учащихся 9 стран и статистически выше результатов учащихся 25 стран.

 

За годы участия в программе PISA начиная с 2003 года наблюдается повышение результатов российских учащихся по математической грамотности на 14 баллов (рис. 1).



Уровни математической грамотности

Сравнение распределения российских учащихся по уровням математической грамотности показывает, что за период с 2003 по 2012 год увеличилось число 15-летних учеников с более высокими уровнями математической грамотности (4–6-й уровни по международной шкале) с 20 до 24% и уменьшилось число детей с низким уровнем математической грамотности (ниже 2-го уровня) – с 30 до 23%.

 

В соответствии с международной шкалой уровней математической грамотности 77% российских 15-летних учащихся продемонстрировали готовность адекватно применять математические знания и умения – они достигли порогового (2-го) уровня или превысили его. Из них 8% обладают высоким уровнем математической грамотности (5–6-й уровни), могут осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную ими на основе исследования сложных проблемных ситуаций и их моделирования. Они могут использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме. В ОЭСР таких учащихся 12%.

 

Не достигли порогового (2-го) уровня математической грамотности в 2012 году 23% российских учащихся 15-летнего возраста (рис. 2).


Результаты по областям содержания

Средние баллы российских учащихся по выполнению заданий, связанных с двумя областями содержания «Изменение и зависимости» (алгебра) – 491 балл и «Пространство и форма» (геометрия) – 496 баллов, статистически не отличаются от средних баллов, показанных странами ОЭСР (493 и 490 баллов соответственно). По областям «Количество» (арифметика) – 478 баллов и «Неопределенность и данные» (статистика и вероятность) – 463 балла результаты существенно ниже средних результатов по странам ОЭСР (495 и 493 соответственно) (рис. 3).

 

Таким образом, российские учащиеся продемонстрировали разные уровни овладения материалом, который признан на международном уровне важным для решения повседневных проблем, – средний уровень овладения алгебраическим и геометрическим материалом и явно недостаточный уровень овладения материалом из курса арифметики и разделов вероятности и статистики.


Результаты по видам деятельности

Анализ результатов выполнения российскими учащимися заданий, требующих применения различных видов деятельности, показывает, что российские учащиеся явно успешнее могут «формулировать математически» поставленную проблему (481 балл) и «применять» нужную математику для ее решения (487 баллов) и менее успешно справляются с «интерпретацией» полученного математического решения и его представлением в контексте поставленной проблемы (471 балл). Для сравнения: в странах ОЭСР средние баллы по всем видам деятельности значимо выше российских: формулирование – 492, применение – 493, интерпретация – 497.

 

Кроме того, фактически не различающиеся значения средних баллов по трем видам деятельности в странах ОЭСР говорят о том, что внимание к ним в процессе обучения в целом сбалансированно. В то же время результаты российских учащихся явно говорят о недостаточном внимании к развитию такой деятельности, как интерпретация, использование и оценивние результатов (рис. 4).

 

 

 

 

Рисунок 3. Результаты

по областям содержания

 

 

Рисунок 4. Результаты

по видам деятельности

 

 

 

 

 

Страна

Средний балл

Место страны среди других стран

1.            

Шанхай (Китай)

570

 

1

2.            

Гонконг (Китай)

545

 

2-4

3.            

Сингапур

542

 

2-4

4.            

Япония

538

 

2-5

5.            

Республика Корея

536

 

3-5

6.            

Финляндия

524

 

6-10

7.            

Ирландия

523

 

6-10

8.            

Тайвань

523

 

6-10

9.            

Канада

523

 

6-10

10.          

Польша

518

 

7-14

11.          

Эстония

516

 

10-14

12.          

Лихтенштейн

516

 

7-18

13.          

Новая Зеландия

512

 

11-19

14.          

Австралия

512

 

12-18

15.          

Нидерланды

511

 

11-21

16.          

Бельгия

509

 

13-21

17.          

Швейцария

509

 

13-22

18.          

Макао (Китай)

509

 

15-20

19.          

Вьетнам

508

 

12-23

20.          

Германия

508

 

13-22

21.          

Франция

505

 

16-23

22.          

Норвегия

504

 

17-24

23.          

Великобритания

499

 

20-26

24.          

США

498

 

21-28

25.          

Дания

496

 

23-27

26.          

Чешская Республика

493

 

23-31

27.          

Италия

490

 

26-34

28.          

Австрия

490

 

25-34

29.          

Латвия

489

 

26-35

30.          

Венгрия

488

 

25-36

31.          

Испания

488

 

27-35

32.          

Люксембург

488

 

28-35

33.          

Португалия

488

 

25-37

34.          

Израиль

486

 

25-40

35.          

Хорватия

485

 

28-39

36.          

Швеция

483

 

30-40

37.          

Исландия

483

 

33-39

38.          

Словения

481

 

35-39

39.          

Литва

477

 

37-42

40.          

Греция

477

 

36-42

41.          

Турция

475

 

36-42

42.          

Россия

475

 

38-42

43.          

Словацкая Республика

463

 

43-43

44.          

Кипр

449

 

44-45

45.          

Сербия

446

 

44-48

46.          

ОАЭ

442

 

45-50

47.          

Чили

441

 

45-50

48.          

Таиланд

441

 

45-51

49.          

Коста-Рика

441

 

45-51

50.          

Румыния

438

 

46-51

51.          

Болгария

436

 

45-51

52.          

Мексика

424

 

52-53

53.          

Черногория

422

 

52-53

54.          

Уругвай

411

 

54-56

55.          

Бразилия

410

 

54-56

56.          

Тунис

404

 

54-60

57.          

Колумбия

403

 

55-60

58.          

Иордания

399

 

56-62

59.          

Малайзия

398

 

57-63

60.          

Индонезия

396

 

56-63

61.          

Аргентина

396

 

57-63

62.          

Албания

394

 

58-64

63.          

Казахстан

393

 

59-64

64.          

Катар

388

 

63-65

65.          

Перу

384

 

63-65

 

Таблица 2. Результаты стран по читательской грамотности

Читательская грамотность

Читательская грамотность –  способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Средний балл российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2012 году составил 475 баллов, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла).

 

В лидирующую группу стран вошли Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея (табл. 2).

 

По сравнению с 2000 годом в 2012-м  наблюдается повышение среднего балла по читательской грамотности на 13 единиц (с 462 до 475 баллов), а по сравнению с 2009 годом – на 16 единиц (рис. 5).


Уровни читательской грамотности

В исследовании PISA установлено 6 уровней читательской грамотности, среди которых 2-й уровень является пороговым (рис. 6). Процент российских учащихся, не готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, уменьшился с 28% в 2000 году до 22% в 2012-м, а число учащихся, продемонстрировавших самые высокие результаты, соответствующие 5–6-му уровням читательской грамотности, повысилось с 3 до 5%.

 

Число 15-летних учащихся России, достижения которых выше порогового уровня, составляет 78% (в среднем в странах ОЭСР – 82%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов (достигших 4-го уровня и выше) – 20% (29% в среднем по ОЭСР) (рис. 7). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 22%. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале). В странах ОЭСР таких учащихся в среднем 18%.

 

В понимании текстов всех типов российские 15-летние читатели немного отстают от своих сверстников из стран ОЭСР (рис. 8). Это различие минимально в понимании повествовательных и описательных текстов и максимально в понимании инструкций. Улучшение результатов между 2009 и 2012 годами в российской выборке отмечается в понимании рассуждений. Между 2009 и 2012 годами у российских учащихся наметился прогресс в ряде читательских умений, а именно в умении искать и вычленять информацию из текстов. Различия в результатах учащихся России и стран ОЭСР в этом действии практически исчезли. Умение интегрировать и интерпретировать информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из стран ОЭСР. Умение осмыслить и оценить текстовое сообщение у российских 15-летних читателей также  развито хуже, чем у учащихся стран ОЭСР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Средний балл российских

учащихся по читательской грамотности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Уровни

читательской грамотности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










Рисунок 7
. Результаты

по типу текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









Рисунок 8
. Результаты

по читательским действиям

 

 

Страна

Средний балл

Место страны среди других стран

1.            

Шанхай (Китай)

580

 

1

2.            

Гонконг (Китай)

555

 

2-3

3.            

Сингапур

551

 

2-4

4.            

Япония

547

 

3-6

5.            

Финляндия

545

 

4-6

6.            

Эстония

541

 

5-7

7.            

Республика Корея

538

 

5-8

8.            

Вьетнам

528

 

7-15

9.            

Польша

526

 

8-16

10.          

Канада

525

 

8-14

11.          

Лихтенштейн

525

 

8-17

12.          

Германия

524

 

8-17

13.          

Тайвань

523

 

9-17

14.          

Нидерланды

522

 

8-18

15.          

Ирландия

522

 

10-18

16.          

Австралия

521

 

11-18

17.          

Макао (Китай)

521

 

13-17

18.          

Новая Зеландия

516

 

17-21

19.          

Швейцария

515

 

17-22

20.          

Словения

514

 

18-21

21.          

Великобритания

514

 

16-22

22.          

Чешская Республика

508

 

21-25

23.          

Австрия

506

 

22-26

24.          

Бельгия

505

 

22-25

25.          

Латвия

502

 

23-29

26.          

Франция

499

 

24-31

27.          

Дания

498

 

24-32

28.          

США

497

 

24-35

29.          

Испания

496

 

26-33

30.          

Литва

496

 

26-34

31.          

Норвегия

495

 

26-36

32.          

Венгрия

494

 

27-36

33.          

Италия

494

 

28-35

34.          

Хорватия

491

 

29-38

35.          

Люксембург

491

 

32-36

36.          

Португалия

489

 

30-38

37.          

Россия

486

 

34-38

38.          

Швеция

485

 

36-39

39.          

Исландия

478

 

38-40

40.          

Словацкая Республика

471

 

39-42

41.          

Израиль

470

 

39-43

42.          

Греция

467

 

40-43

43.          

Турция

463

 

41-43

44.          

ОАЭ

448

 

44-47

45.          

Болгария

446

 

44-49

46.          

Чили

445

 

44-48

47.          

Сербия

445

 

44-49

48.          

Таиланд

444

 

44-49

49.          

Румыния

439

 

47-50

50.          

Кипр

438

 

48-50

51.          

Коста-Рика

429

 

51-52

52.          

Казахстан

425

 

51-53

53.          

Малайзия

420

 

52-55

54.          

Уругвай

416

 

53-56

55.          

Мексика

415

 

54-56

56.          

Черногория

410

 

56-58

57.          

Иордания

409

 

55-59

58.          

Аргентина

406

 

56-61

59.          

Бразилия

405

 

57-60

60.          

Колумбия

399

 

59-62

61.          

Тунис

398

 

59-62

62.          

Албания

397

 

60-62

63.          

Катар

384

 

63-64

64.          

Индонезия

382

 

63-64

65.          

Перу

373

 

65

 

Таблица 3. Результаты стран по естественно-научной грамотности


Естественно-научная грамотность

Под естественно-научной грамотностью в исследовании PISA понимается способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах в отношении естественно-научных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

 

Средний балл российских учащихся 15-летнего возраста по естественно-научной грамотности в 2012 году составил 486 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 501 балл.

 

Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Шанхая.

 

По сравнению с 2006 годом в 2012-м наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по естественно-научной грамотности с 479 до 486 (на 7 баллов), а по сравнению с 2009 годом – на 8 баллов (рис. 9).


Уровни естественно-научной грамотности

В распределении 15-летних учащихся по уровням естественно-научной грамотности уменьшилось число учащихся, не достигших порогового значения естественно-научной грамотности (2-го уровня по международной шкале) – с 22 до 18% (рис. 10). При достижении данного уровня учащиеся начинают проявлять естественно-научные компетенции, позволяющие им принимать участие в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией.

 

Зафиксировано также увеличение числа учащихся с высокими результатами (4–6-й уровни по международной шкале) – с 18 до 20% по сравнению с 2009 годом. По сравнению с 2006 годом данный процент учащихся практически не изменился.

 

 

Рисунок 9. Средний балл

российских учащихся

по естественно-научной

грамотности

 

 

 

Рисунок 10. Уровни

естественно-научной

грамотности

 

 

 

 

Рисунок 11. Результаты

по областям естествознания

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 12. Результаты

по видам деятельности

 

 

 

 

 

Результаты по областям естествознания

Средние результаты выполнения заданий российскими учащимися по всем содержательным областям естествознания немного ниже средних результатов по странам ОЭСР, но в целом они повторяют основные тенденции для этих стран: более высокие результаты выполнения заданий, связанных с физическими и технологическими системами, наиболее низкие результаты по заданиям, связанным с живой природой (рис. 11).

 

Результаты по видам деятельности

По уровню сформированности естественно-научных компетенций российские учащиеся немного уступают своим сверстникам из стран ОЭСР (рис. 12). Наибольшие затруднения у них возникают при анализе действий незнакомых экспериментальных установок, объяснении явлений, представленных в незнакомом контексте, сопоставлении информации из разных источников или при интеграции сведений о двух или более факторах.

 

Результаты исследования PISA выявили недочеты в сформированности ряда важных умений у российских учащихся: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.


Обеспечение равенства возможностей в получении образования

Качество образования стран и их конкурентоспособность во многом определяются тем, как решаются вопросы, связанные с обеспечением возможностей для раскрытия потенциала учащихся в процессе их обучения.

 

В исследовании PISA для сравнения стран выделяют следующие направления:

 

§  результаты 15-летних учащихся, обучающихся по различным образовательным программам;

 

§  результаты 15-летних учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками;

 

§  гендерные различия учащихся;

 

§  учет социально-экономических условий семей учащихся.

 

Результаты по различным программам обучения

Наиболее высокие достижения по всем видам грамотности продемонстрировали 15-летние учащиеся 10–11-х классов. Достижения 15-летних учащихся из 7–9-х классов примерно совпали с общероссийским уровнем, что обусловлено тем, что они составляют большинство учащихся российской выборки (рис. 13).

 

 

 

 

 

 

Рисунок 13. Результаты

по различным

программам обучения

 

 

Наиболее низкие достижения по всем видам грамотности по сравнению с общероссийскими наблюдаются у 15-летних учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).

 

Среди учащихся 10–11-х классов доля подростков, продемонстрировавших готовность к самообучению (4–6-й уровни математической грамотности), составляет 38%; среди учащихся 7–9-х классов – 22%. Учащиеся учреждений СПО и НПО значительно проигрывают в данном показателе, доля учащихся, готовых к самообучению, составляет всего 15 и 17% соответственно. Однако по сравнению с 2009 годом наблюдается заметное улучшение данного показателя: таких учащихся было 11 и 6% соответственно.


Результаты по математической грамотности в образовательных учреждениях, отличающихся расположением

Выявляется закономерность, что с увеличением численности жителей в населенном пункте значительно увеличиваются достижения учащихся по математической грамотности (особенно это характерно для России). Наивысшие достижения учащихся по математической грамотности приходятся на большие города с населением более миллиона человек, различие с деревней/селом с населением менее 3000 человек составляет 53 балла (рис. 14). По странам ОЭСР это различие меньше – оно составляет 32 балла.

 

Следует отметить, что по сравнению с 2003 годом результаты учащихся сельских школ повысились на 21 балл (с 439 до 460 баллов), а учащихся из школ поселков и малых городов – на 16 баллов (с 449 до 465 баллов). Эти изменения значительно больше, чем у учащихся из школ больших городов, изменение в результатах которых за данный период составило всего 6 баллов.


Гендерные различия

По данным исследования PISA 2003 года, результаты российских юношей в области математической грамотности были значительно выше результатов девушек (рис. 15). Разница тогда составляла 10 баллов. В 2012 году гендерных различий обнаружено не было. Девушки и юноши продемонстрировали практически одинаковые результаты. В основном это произошло за счет значительного прироста баллов у девушек, результаты которых по математике за последние 9 лет выросли на 20 единиц, в то время как у юношей – только на 8 баллов.

 

 

Рисунок 14. Результаты

по математической грамотности

в образовательных учреждениях,

отличающихся расположением

 

 

Рисунок 15. Гендерные различия

 

 

 

Результаты 15-летних учащихся, отличающихся социально-экономическим положением их семей

Для России подтвердилась связь уровня математической грамотности с социально-экономическим положением семьи учащегося (рис. 16). Средний балл учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом  значительно ниже среднего балла, который имеют учащиеся из более благополучных семей (уровень CЭС выше среднего или высокий).

 

Необходимо отметить, что за период с 2003 по 2012 годы результаты учащихся с низким социально-экономическим статусом увеличились на 12 баллов. Данный прирост оказался практически таким же, как и у учащихся с высоким социально-экономическим статусом, изменение результатов которых за данный период составило 11 баллов.

 

Основные выводы

1. В результатах российских 15-летних учащихся в исследовании PISA-2012 наметились положительные тенденции по основным направлениям функциональной грамотности.

 

2. Положительные изменения произошли в большей степени за счет повышения уровня функциональной грамотности 15-летних учащихся сельских школ и учащихся с низким социально-экономическим положением семей, что косвенно говорит о повышении доступности общего образования в стране.

 

3. Для закрепления наметившейся положительной динамики российской системе образования необходимо предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, ориентированных на компетентностный подход, по переподготовке учителей, мониторингу способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в ситуациях, выходящих за пределы учебных и приближенных к реальным. Необходимо, сохраняя фундаментальность традиционного подхода, наполнить изучение школьных предметов комплексными задачами с использованием жизненных ситуаций, интересными и содержательными для учащихся, в том числе интерактивными, с использованием компьютерной среды.

 

Галина КОВАЛЕВА

 

Рисунок 16. Результаты 15-летних учащихся, отличающихся социально-экономическим
положением их семей

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.