• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОТ РЕДАКЦИИ

От человека знающего к человеку умеющему

 

Еще недавно в российском экспертном сообществе шли споры о том, чем отличаются «компетенция» и «компетентность». Новые требования к образованию и связанная с этим разработка образовательных стандартов третьего поколения внесли ясность в данный вопрос. Термин «компетенция» ompetency), означающий способность индивида самостоятельно использовать и сочетать знания и умения, мобилизовывать различные психологические ресурсы, в том числе когнитивные, в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации прочно вошел в профессиональную лексику всех участников образовательного процесса в России, хотя еще рано говорить о том, что так называемый компетентностный подход стал повсеместно распространенным и вносит реальный существенный вклад в качество подготовки российских учащихся. Но сегодня на смену понятию «компетенция» приходит новый модный термин skills – еще менее привычный для нас и с трудом поддающийся переводу на русский язык. Наиболее близкими по смыслу терминами в русском языке являются «навыки» и «умения».
 
Новый термин становится столь значимым в современной образовательной политике, что ОЭСР, «законодательница мод» в современной экономике, посчитала правильным переименовать Директорат по образованию (Directorate for Education) в Директорат по образованию, навыкам и умениям (Directorate for Education and Skills), тем самым подчеркивая одинаково высокую значимость когнитивной и функциональной составляющей компетенций человека, несводимость современного процесса образования только к получению знаний. Более того, ОЭСР разработала и в настоящее время активно реализует специальную стратегию – Стратегию формирования и развития навыков (OECD Skills Strategy), которая направлена на разработку рекомендаций странам в области развития востребованных специальностей и профессиональных навыков (developing relevant skills), актуализации профессиональных навыков (activating skills supply) и эффективного использования профессиональных навыков (putting skills to effective use).
 
Рост интереса международного сообщества к теме профессиональных навыков связан прежде всего с тем, что уровень профессиональной подготовки людей оказывается одним из ключевых факторов социально-экономического развития и социального благополучия как отдельного человека, так и общества в целом. Общий прогноз свидетельствует о дальнейшей тенденции непрерывного роста требований к навыкам и компетенциям людей, роста возможностей более успешного и эффективного трудоустройства для высоко- и среднеквалифицированных работников, в том числе имеющих профессиональную техническую (vocational) квалификацию, и соответственно сокращения таких возможностей для низкоквалифицированных работников. Увеличение потребностей в высококвалифицированных работниках и одновременно спрос на низкоквалифицированный труд в секторах распределения и розничной торговли с низкой оплатой и плохими условиями труда представляют новый вызов для политики равенства и социальной сплоченности.
 
Понятный с точки зрения социальных экономических потребностей поворот в сторону «навыков» на практике становится серьезным вызовом для систем образования, традиционно ориентированных на передачу и создание знания, требуя от них подчас революционных изменений в организации образовательного процесса, стандартах и подходах к оценке качества, во взаимодействии с ключевыми партнерами в процессе формирования навыков работодателями и т.д.
 
Неслучайно национальные стратегии по развитию навыков населения на протяжении всей жизни были предметом обсуждения в ходе неформальной встречи министров образования стран-членов и партнеров ОЭСР «Роль образования в поддержке необходимых навыков и возможности трудоустройства», которая прошла в Стамбуле 2–3 октября 2013 года.
 
Формирование необходимых навыков начинается с самого раннего возраста и продолжается в течение всей жизни человека. Поэтому все больше стран, включая Россию, демонстрируют интерес к участию в различного рода международных исследованиях, в фокусе которых оказываются как раз навыки и умения применять полученные теоретические знания в реальных жизненных контекстах (above content knowledge and skills). К таким исследованиям относятся Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA), результаты последнего цикла которой представлены в актуальной теме бюллетеня, а также Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) и проект «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (AHELO), результаты и перспективы которых обсуждались на 14-й сессии Комитета ОЭСР по образовательной политике.
 
Стоящие перед всеми странами вызовы по формированию необходимых навыков для развития инновационных экономик вызывают дискуссии о совершенствовании систем индикаторов и показателей, отражающих процессы мобильности, обмена знаниями, научной активности представителей академической среды, позволяющих проводить оценку социального и экономического влияния образования на рынок труда. Это находит отражение не только в уже хорошо зарекомендовавших себя публикациях ОЭСР, таких как OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, OECD Communications Outlook, Education a ta Glance. OECD Indicators,но и появлении новых – таких как OECD Skills Outlook, первый выпуск которой увидел свет осенью 2013 года и был посвящен первым результатам PIAAC.
 
Систематизация материалов, отражающих национальный опыт политики по формированию навыков для инноваций, становится неотъемлемой частью таких современных средств распространения и обмена знаниями в сфере инновационной политики, как создаваемая ОЭСР и Всемирным банком Платформа по инновационной политике.
 
Показатели успешности применения гражданами полученных знаний в реальной жизни и профессиональной практике, основанные на результатах международных сопоставительных исследований качества образования (PISA, PIAAC), становятся важной составляющей комплексной оценки социально-экономического развития страны на основе таких интегральных индексов, как Индекс лучшей жизни.
 
Стратегия ОЭСР по развитию и формированию навыков представляет, безусловно, большой интерес для России в контексте модернизации экономики, в том числе в связи с необходимостью исследования инженерных и технических компетенций, а также компетенций, связанных с инновациями.
 
Участие в сравнительных международных исследованиях (PISA, PIAAC, AHELO) чрезвычайно важно для развития и модернизации российской системы образования. Полученная в результате исследований информация позволяет судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования с учетом международных образовательных стандартов. Входя в число стран-лидеров по масштабам систем образования и охвату населения высшим образованием, Россия тем не менее пока демонстрирует лишь стабильно посредственные результаты в международных исследованиях, направленных на оценку функциональной грамотности умения использовать имеющиеся знания в стремительно меняющихся жизненных контекстах.
 

Развитие и формирование навыков и компетенций в России, так же как и в других странах мира, на текущий момент является неотъемлемой частью политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста в посткризисном контексте, большей связи между рынком труда и системой образования, более эффективной занятости – особенно среди молодежи, повышения  международной конкурентоспособности национального образования и науки.

 

Татьяна МЕШКОВА, главный редактор
Информационного бюллетеня «Новости ОЭСР»

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.