• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогические знания и меняющийся характер профессии преподавателя

Большинство стран ОЭСР сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных преподавателей, поэтому совершенствование подготовки учителей стало приоритетом во многих странах ОЭСР. В современном сложном, взаимосвязанном цифровом обществе, основанном на знаниях, рынок труда требует новых навыков, которые ранее имели небольшое значение. Сегодня такие навыки, как креативность, критическое мышление, коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и решению практических задач, являются необходимыми для успеха в карьере. Необходимость соответствующего изменения методологии преподавания и использования инновационных практик требует пересмотра политики в области профессионального обучения преподавателей и серьезных реформ в сфере педагогического образования.
Источник: Образование в Российской Федерации 2014. НИУ ВШЭ
Высококвалифицированные и компетентные преподаватели являются основой для справедливой и эффективной системы образования. Современная роль преподавателя заключается в оказании помощи учащимся в раскрытии их полного потенциала и в подготовке к полноценной жизни в обществе XXI века. Такая роль подразумевает, что преподаватели, как никогда ранее, должны быть профессионалами своего дела, которые принимают решения на основе систематической базы современных знаний. 

Новый доклад ОЭСР основан на результатах симпозиума, проведенного совместно ОЭСР и Центром образовательных исследований и инноваций в июне 2014 года. Его авторы собрали результаты исследований секретариата ОЭСР и работ передовых экспертов, чтобы изучить текущее состояние знаний преподавателей и их применение в образовательном процессе. 

В докладе отслеживается эволюция знаний преподавателя и исследуются методы оценки компетенций учителя. Публикация представляет собой концептуальную базу для будущих эмпирических исследований, посвященных преподавательским знаниям. Подчеркивая сложность профессии преподавателя, отчет будет полезным источником информации для тех, кто интересуется факторами, влияющими на профессионализм учителей.

Основные тренды

Согласно современным представлениям, преподаватели обладают крайне специфичными знаниями, которые непрерывно трансформируются, поскольку появляется новая информация из практики,  научных исследований и профессиональных сообществ. Несмотря на общепризнанную значимость преподавательской деятельности, до сих пор не существует единой методики оценки эффективности деятельности учителей. Этот вопрос важен для стран ОЭСР, чтобы усовершенствовать подготовку учителей, включая их образование, введение в профессию и дальнейшее профессиональное развитие.

В последние десятилетия профессия учителя была на повестке дня многих стран ОЭСР. Актуальные вопросы: как привлечь мотивированных и высокоэффективных кандидатов на профессию преподавателя? как удержать квалифицированных учителей и обеспечить профессиональное развитие?

Проблемы профессии учителя приобрели особую актуальность с осознанием роли преподавателя в образовательных успехах учеников. Эмпирические исследования отмечают все большее значение деятельности учителей в освоении учениками школьных навыков и знаний.

Несмотря на значимость, профессия преподавателя имеет более низкий социальный статус, чем другие профессии, такие как врач, юрист или инженер. В большинстве стран ОЭСР заработная плата учителей ниже по сравнению с профессиями, требующими тот же уровень образования, тогда как именно размер оплаты труда в основном считается причиной низкого социального статуса учителей. Например, в странах ОЭСР средняя заработная плата учителей начальной школы составляет 81% зарплаты преподавателей высших учебных заведений. Аналогично, зарплата учителей средней школы — 85%, а учителей старшей школы — 89%. Среди факторов, негативно влияющих на условия работы преподавателей: большие размеры классов, большое количество часов работы, значительная рабочая нагрузка, низкие гарантии занятости, нехватка учебных материалов, плохие учебные условия в школах, излишняя бюрократическая нагрузка и отсутствие возможностей для профессионального развития.

Поэтому в разных странах все чаще стали использовать увеличение заработной платы и улучшение рабочих условий в качестве факторов, повышающих престиж профессии учителя.  

Авторы публикации видят причину низкой оценки обществом профессии учителя в социальном статусе детей, который обычно ниже, чем у взрослых. Среди возможных причин недооценки статуса преподавателя  указывается и отсутствие карьерных перспектив.

Считается, что получить педагогическое образование легко, а знания и навыки преподавателей менее сложны, чем в других профессиях, поскольку многие знания учителя могут быть получены через простое наблюдение и не выходят за пределы базового образования. Действительно, на протяжении нескольких столетий преобладала точка зрения, что стать преподавателем можно без особой подготовки, и набор требуемых знаний для учителя никак не регламентировался.

При поступлении в учебные заведения, обучающие преподавательским профессиям почти отсутствует серьезная конкуренция, а нехватка специфичной базы знаний и отсутствие специализированных программ обучения негативно влияют на профессионализм учителей и являются предпосылкой их низкого социального статуса. Такие факторы как качество поступающих и минимальные требования учебных заведений также влияют на престиж профессии. В среднем, поступающие в педагогические учебные заведения имеют гораздо более скромные учебные достижения, чем поступающие в медицинские или юридические вузы, поэтому предлагается повысить минимальные требования для абитуриентов, что может увеличить статус преподавателей.

Помимо этого, относительно низкий  статус профессии, согласно мнению экспертов ОЭСР, связан со спецификой требуемых знаний. Так, преподаватели средней и старшей школы, специализирующиеся на определенном предмете, имеют более высокий социальный статус, чем их коллеги из начальной школы, имеющие общую специализацию. Кроме того, по мнению самих преподавателей, отсутствует взаимосвязь между теорией преподавания и практикой, поэтому профессиональные знания  зачастую оказываются неприменимыми и ненужными, что также негативно сказывается на статусе учителей. Поэтому авторы публикации убеждены, что сделав знания преподавателей более специализированными и сложными, можно повысить статус преподавателей.

Также, исследователи ОЭСР предлагают обучать преподавателей основам когнитивной науки, нейронауки и психологии развития. Эти науки помогают понять, как человеческий мозг воспринимает, обрабатывает и запоминает информацию и как эти биологические процессы взаимодействуют с образовательной средой. Понимание того, как функционирует человеческий мозг, как на поведение влияют социо-экономические факторы, будь то отношения с родителями и сверстниками или бедность, может обогатить преподавательскую практику. Такие знания помогут учителям адаптировать уроки под отдельных учеников, стимулировать их мотивацию и способности к обучению. Кроме того, преподаватели смогли бы структурировать и организовывать занятия для более глубокого, а не поверхностного обучения.

Кроме того, многие преподаватели покидают свою профессию после нескольких лет работы. Например, около 50% преподавателей в США ушли из профессии после пяти лет работы, в Израиле 32% учителей старшей школы покинули профессию после этого же периода. В Великобритании этот показатель равен 27%, а в Нидерландах- 22,5%.

Несмотря на острую нехватку учителей, по результатам опроса в среднем в странах ОЭСР только 5% учеников средней и старшей школы планируют получить профессию преподавателя.

Авторы отчета подчеркивают, что педагогические знания не статичны. Новые знания, относящиеся к профессии преподавателя, постоянно появляются из исследований, практики или через профессиональное сообщество. Эти знания не должны оставаться незамеченными, их следует подвергать оценке, обработке и применять на практике. Поэтому необходимо проведение регулярных курсов профессиональной подготовки для поддержания профессионализма учителей. Кроме того, для развития новых, более эффективных методов преподавания необходимо предоставить преподавателям большую свободу профессиональной деятельности, что поможет повысить их статус. Привлечение и удержание в профессии учителей является ключевой задачей во многих странах в силу низкого статуса учителя в обществе.

Мария МАРТЫНОВА


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.