Наука, технологии и инновации 2016
Серия публикаций ОЭСР «Наука, технологии и инновации», выпускаемых раз в два года, имеет целью информирование политиков и аналитиков о современных и будущих тенденциях в области глобальной науки, технологий и инноваций (НТИ) и потенциальных последствиях этих трендов для национальных экономик. Основываясь на новейших данных, доклад 2016 года содержит обзор ключевых технологических трендов и возможных социально-экономических последствий, а также сравнительный анализ политических практик и методов, используемых в странах ОЭСР и БРИКС, направленных на увеличение вклада науки и инноваций в экономический рост. Также приведены детализированные страновые профили и национальные практики в сфере развития науки, технологий и инноваций.
Будущее науки определят глобальные мегатренды
Согласно мнению ОЭСР, будущее науки определится под влиянием глобальных мегатрендов, которые представляют собой многомерную совокупность социально-экономических, экологических, технологических и политических трендов. Они окажут значительное воздействие на экономку и общество и сформируют будущий облик науки, технологий и инноваций.
Согласно оценкам ОЭСР, ключевыми компонентами этих мегатрендов станут процессы старения населения и меняющихся потоков миграции, а также усиление глобальной конкуренции за человеческие ресурсы. В данных условиях ключевую роль сыграют современные центры передовых технологий и центры исследовательского превосходства.
Нехватка человеческих ресурсов в условиях нарастающей конкуренции выделяется авторами обзора в качестве ключевого вызова для стран в сфере научно-технологической политики. Авторы обзора полагают, что снижение темпов экономического роста в развивающихся странах на фоне плохо скоординированной национальной политики в сфере науки, технологий и инноваций может стать серьезной угрозой их долгосрочного развития. Дополнительными факторами нестабильности будут являться высокая государственная задолженность, угрозы международной безопасности и появление влиятельных негосударственных акторов, что затруднит оперативное реагирование на экономические вызовы.
Образ жизни общества может коренным образом измениться под влиянием
новых технологий
Технологии в перспективе могут оказать положительное влияние на решение многих социальных проблем – начиная с проблемы мирового голода и заканчивая вопросами здравоохранения и борьбы с глобальными пандемиями. В то же время развитие новых технологий сопряжено со множеством социально-этических вопросов, что требует выработки согласованных на международном уровне подходов и регулирования. Ключевым фактором успеха в отношении внедрения новых технологий в жизнь общества станет соблюдение баланса интересов бизнеса и общества при активном диалоге со всеми заинтересованными сторонами.
Госсектор в науке требует модернизации
Государственный сектор в науке продолжит играть весомую роль в развитии знаний и навыков, которые будут использованы в экономике в целом, но при этом требует модернизации.
Технологический прогресс открывает новые горизонты научных исследований. Большие данные (Big Data) и «умные» алгоритмы, вероятно, помогут человечеству прийти к новому уровню понимания окружающего мира и вселенной в целом. Не менее важным аспектом является предоставление максимально широкого доступа к результатам научных исследований, особенно к тем, что финансируются за счет бюджетных средств. В то же время достижение максимальной открытости научных данных потребует существенной институциональной перестройки системы научных организаций.
Наконец, отдельным вопросом будущих реформ в сфере управления наукой выступает поиск новых механизмов финансирования. Поскольку доля государственных расходов на НИОКР, скорее всего, останется прежней, поэтому государственному сектору в науке придется искать дополнительные источники финансирования, в том числе из средств благотворительных и частных фондов, что поможет сделать научную повестку более социально ориентированной.
Научная политика все еще ориентирована на решение текущих проблем в ущерб долгосрочным ориентирам
Поскольку многие страны еще не оправились от последствий глобального финансового кризиса, они стремятся переложить часть прежнего объема финансирования науки на плечи предпринимательства, что рождает конфликт интересов и приводит к смещению научных приоритетов с реализации долгосрочных стратегических планов на решение прикладных задач в интересах бизнеса.
Решением данной проблемы может являться разработка доступных и недорогих программ поддержки инноваций в бизнесе, а также применение мер налогового стимулирования исследований и разработок. Такой подход позволит учесть интересы бизнеса, а возросшие налоговые поступления в бюджет будут способствовать реализации намеченных долгосрочных целей.
Перспективы науки, технологий и инноваций в России
Экономика России продолжает сокращаться с 2015 года вследствие падения цены на нефть, введения зарубежных санкций и продолжающегося оттока капитала. Спад в российской экономике сопровождается снижением инвестиций, внутреннего потребления и импорта. Возврат к положительным темпам роста ожидается в 2017 году благодаря укреплению экспорта и восстановлению внутреннего спроса. Российское правительство стремится восстановить сильные позиции страны в науке и технологиях для диверсификации экономики и сокращения зависимости от природных ресурсов. В 2015 году состоялся пересмотр «Стратегии инновационного развития России до 2020 года», принятой в 2011 году, с целью укрепления российской научной и инновационной системы. Принятая в декабре 2016 года «Стратегия научно-технологического развития России» будет определять исследовательскую и инновационную повестку России на перспективу до 2030 года.
Экономический кризис выявил ряд проблем российской экономики, решение которых необходимо для восстановления экономического роста и дальнейшего процветания в будущем. На устранение данных проблем направлен ряд мер, принятых российских правительством.
В 2011 году созданы 34 технологические платформы, которые объединили 3000 университетов, исследовательских институтов и компаний для обмена опытом и знаниями в области науки, технологий и инноваций. Изменения в законодательстве, сделанные в 2013 году, способствуют развитию делового сотрудничества между государственными исследовательскими институтами и университетами в целях коммерциализации научных достижений.
В 2014 году расходы российского бизнеса на исследования и разработки составляли всего 0,71% ВВП. К тому же, по мнению авторов доклада, эффективность инноваций российских фирм намного ниже, чем у предприятий из стран ОЭСР. В связи с этим для стимулирования инноваций частного сектора в российский Налоговый кодекс в 2015 году внесена поправка: теперь НИОКР и операции с интеллектуальной собственностью не облагаются НДС.
Также российские правительственные программы инновационного развития компаний с государственным участием нацелены на стимулирование крупных государственных предприятий к разработке инновационных стратегий и сотрудничеству с университетами и исследовательскими институтами. Федеральный закон о госзакупках от 2013 года предусматривает механизм покупки высокотехнологичных и инновационных продуктов, товаров и услуг у малого и среднего бизнеса на выгодных условиях. Кроме того, в 2014 году Российский фонд технологического развития был переформирован в Фонд промышленного развития для предоставления беспроцентных кредитов бизнесу, ведущему инновационную деятельность. Его бюджет был специально увеличен до уровня 40 миллиардов рублей.
В обзоре подчеркивается, что одной из основных проблем, которые требуют решения, является разрыв между нуждами экономики и навыками рабочей силы. Для сокращения данного разрыва потребуются новые реформы в образовательной сфере. О необходимости этого свидетельствуют результаты исследования PISA,согласно которым общая результативность 15-летних российских школьников ниже, чем в среднем у их сверстников из стран ОЭСР.
Еще одним вызовом для России, согласно обзору ОЭСР, является сокращение и старение исследовательского сообщества. Некоторые меры уже приняты для противодействия этой тенденции за счет повышения привлекательности карьеры ученого. Стратегия инновационного развития России до 2020 года направлена на создание существенных экономических и моральных стимулов для работы в науке, которые должны привлечь в эту сфере наиболее квалифицированных молодых специалистов, предпринимателей и инноваторов. Президентский декрет о мерах реализации государственной социальной политики ставит целью доведение средней заработной платы исследователей до 200% от среднего регионального уровня к 2018 году. Наконец, специализированные президентские гранты предоставляют финансовую поддержку молодым российским ученым для реализации собственных инновационных проектов.
Вместе с тем есть все основания полагать, что российская наука в ближайшей перспективе займет лидирующее положение на международном уровне. За два с небольшим года реализации программы «5-100» пять российских вузов вошли в топ-100 предметных рейтингов. Российская ассоциация «Глобальные университеты» сегодня обеспечивает 39% всех российских публикаций по естественным и инженерным наукам, 68% – по общественным и гуманитарным. В полтора раза за два года вырос объем финансирования исследований на одного преподавателя в российских университетах, и сейчас это миллион рублей на человека. Также стремительно растет количество студентов, обучающихся в удаленном доступе, через Интернет, с помощью современных технологий.
Немалую роль в укреплении международных позиций российской науки может сыграть диалог с зарубежными странами на площадке ОЭСР и использование лучших зарубежных практик в управлении сферой науки и инноваций. Поскольку такие практики в концентрированном виде регулярно освещаются на страницах обзора «Наука, технологии и инновации», приглашаем читателей следить за дальнейшими его публикациями.
Анастасия МАТЮХИНА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.