Использование преимуществ цифровых технологий для экономического роста и благополучия
Цифровые технологии находят все большее распространение в мире. Это обусловлено не в последнюю очередь снижением стоимости сбора, обработки и хранения данных, а также тем, что социальная и экономическая активность компаний, правительств, предпринимателей и обычных людей все больше перемещается в пространство Всемирной сети. Так, 80% жителей стран ОЭСР имеют доступ к высокоскоростному Интернету. Этот показатель растет и для жителей развивающихся стран. Основная платформа доступа к Интернету и одновременно предвестник «Интернета вещей» – это смартфоны, от 20 до 50 миллиардов которых к 2020 году будут подключены к Интернету.
Данные играют все большую роль в применении инноваций, создании глобальных цепочек добавленной стоимости (Global Value Chains), образовании, дизайне и предоставлении государственных услуг, общении. Однако возможности, которые стоят за дальнейшим развитием цифровых технологий, заставляют правительства, компании и отдельных людей адаптироваться к новой реальности. В этих условиях потребуется пересмотреть законодательство в отношении инноваций, конкуренции, конфиденциальности, торговли и инвестиций, защиты потребителей, человеческого капитала.
Помимо этого скорость распространения изменений, связанных с применением новых технологий, неравномерна. Так, если, по данным 2014 года, в Исландии, Норвегии, Дании, Люксембурге около 95% взрослых имели доступ к Интернету, то этот показатель достигал лишь 50% в Турции и Мексике и 20% в Индии и Индонезии. Эти различия, помимо прочего, связаны с уровнем образования, возрастом, уровнем доходов жителей этих стран.
Другой пример неравномерного распространения цифровых технологий можно найти в бизнес-среде.
Несмотря на то что практически все компании пользуются теми или иными средствами информационно-коммуникационных технологий, инновационные технологии в основном используются крупными компаниями, чей бюджет предполагает значительные расходы на внедрение инноваций в технологическом процессе, развитие человеческого капитала, организационные изменения. Кроме того, крупные компании с большей вероятностью могут позволить себе эксперименты, связанные с креативным изменением организационного процесса, и способны легче пережить связанные с этим неудачи.
Использование инноваций тесно связано с продуктивностью: средние и малые компании в значительной степени отстают от крупных в этом плане (табл. 10).
Таблица 1. Использование средств информационно-коммуникационных технологий компаниями со штатом более 10 человек в странах ОЭСР (OECD, 2014). Полная информация доступна здесь.
Таким образом, Интернет играет все большую роль практически во всех сферах жизни людей, и поэтому важно поддержать на политическом уровне включение всех стран, организаций, граждан в этот глобальный процесс. В то же время использование цифровых технологий само по себе не предполагает безусловного выигрыша. Так, в сфере производства появляются новые бизнес-модели, позволяющие, например, переигрывать традиционных игроков за счет сотрудничества и объединения. Эта новая ситуация поднимает вопросы доверия, защиты информации, роли потребителя, эффективности налоговых систем, профессиональной компетентности.
Слабый ответ на эти вызовы может привести к большему имущественному расслоению общества, неэффективности экономики, социальной напряженности и в целом нивелировать те преимущества, которые может дать использование цифровых технологий. Чтобы этого не произошло, необходимы адекватные политические меры, открывающие общий и равный доступ к технологиям. Только так человечество сможет решить глобальные задачи нового времени, такие как контроль климатических изменений, экономическое развитие, старение населения.
Основные принципы разработки законодательства в эпоху цифровых технологий
Распространение цифровыхтехнологий связано с такими глобальными изменениями, как:
● Постепенное вытеснение профессий, подразумевающих рутинную работу, за счет автоматизации, появление новых профессий, изменение способов организации работы. Эти процессы могут привести к увеличению безработицы, поляризации общества, текучке кадров, если правительствам стран не удастся контролировать мобильность рынка труда и обеспечить социальную защищенность населения.
● Необходимость обучить навыкам и знаниям, связанным с информатизацией, всех людей.
● Недостаток цифровых навыков, отсутствие доступа к технологиям на работе или в школе (это новые источники неравенства людей). Они порождают замкнутый круг: чем хуже навык обращения с цифровыми технологиями, тем больше шанс потерять работу, а большое количество людей, не обладающих достаточными навыками, служит препятствием для распространения высокопродуктивных технологий, что, в свою очередь, может негативно сказаться на уровне жизни и благосостояния людей.
● Создание условий для применения адекватных социальным и экономическим изменениям систем менеджмента риска и конфиденциальности на законодательном уровне поможет создать условия для сотрудничества потребителей, участников онлайн-рынка, основанного на доверии и безопасности данных.
● Распространение цифровых технологий способствует появлению на рынке новых игроков – молодых компаний, гибкость политики и структуры которых позволяет использовать инновационные технологии, чтобы достичь лучших, чем действующие компании.
● Пока новые технологии (облачные вычисления, агрегирование данных сенсоров (Linked Sensors, Вig Вata) не влекут за собой однозначного роста продуктивности, и, возможно, это связано с недостаточным развитием человеческого капитала, структурными изменением компаний; с другой стороны, неравномерное распространение цифровых технологий может способствовать усугублению неравенства.
● Использование цифровых технологий в области здравоохранения, транспорта, защиты окружающей среды, сельского хозяйства приводит к значительному увеличению данных, доступных для анализа причин, действующих сил, условий происходящих процессов, поведения компаний и частных лиц в этих областях; таким образом, появляются новые основания для разработки соответствующего законодательства.
● Правительства постепенно переходят на модель работы, подразумевающую интенсивную работу с данными; основные сложности этого нового этапа – регулирование доступа к государственным данным, совместное использование данных ведомствами, вторичное использование информации: для этого необходима подходящая инфраструктура публичного сектора, соответствующие ей аналитические возможности, дизайн и предоставление государственных услуг, позволяющие сделать деятельность правительств прозрачной и объяснимой.
● Объем данных, используемых ОЭСР для исследований и разработки политических мер, пополняется за счет неофициальных источников, возможностей использования и обработки Big Data, и это порождает необходимость разработки критериев и оценки лучших политических мер.
Основные характеристики информатизации
Для разработки адекватных политических мер важно понимать основные черты информатизации. По мнению экспертов ОЭСР, это:
● Децентрализация и контроль: небольшие компании, частные лица, потребители начинают играть ощутимую роль в экономических и социальных предприятиях, но контроль сетей и сообществ становится все более централизованным.
● Практики все большего использования нематериального (Knowledge Based) капитала, совместное использование ресурсов (например, Car-Sharing), доступ к цифровым технологиям делают необязательными значительные денежные вклады в бизнес. Что в этих условиях есть обладание материальной собственностью, контроль и управление, инвестиции, прибыль – это вопросы новой эпохи.
● Новое понятие масштаба производства (Scale Effects): в отличие от материальной продукции предельные издержки производства цифрового продукта практически равны нулю – он может быть доставлен моментально большому количеству потребителей практически бесплатно, а это делает возможным значительные прибыли при небольших затратах. Один из вариантов развития рынка в таких условиях – это Winner Takes It All, когда производство незначительно превосходящего аналоги товара приводит к захвату 90–100% доли рынка (как, например, современный спорт или медиарынок).
● Появление новых форм посредничества: деятельность компаний-посредников помогает сделать рынок более эффективным и уменьшить операционные издержки (Transaction Costs), но в то же время их деятельность в контексте информатизации требует новых мер политического регулирования.
● Изменение механизма принятия решений: фокус смещается к использованию Big Data, экспертных аналитических систем, использованию искусственного интеллекта, и это поднимает вопрос о том, кто или что же будет принимать решения, определяющие экономику и общество, в ближайшем будущем.
Процесс информатизации влияет практически на все области экономики и социальной сферы, масштабен и проходит значительно быстрее, чем предыдущие технические революции, поэтому комбинация скорости, масштаба и присутствие процесса во всех сферах деятельности диктует необходимость разработки отвечающей этим закономерностям системы политического регулирования быстро и вовремя, т. е. сейчас.
Ответ ОЭСР
В ОЭСР изучение процесса информатизации – это основная компетенция Комитета по разработке информационной политики, Committee on Digital Economy Policy (вопросы регулирования и конкуренции цифровых рынков, измерения цифровой технологии, конфиденциальности, доверия и безопасности), а также Комитета по потребительской политике (Committee on Consumer Policy), отвечающего за вопросы защиты потребителей, связанные с использованием информационных технологий. Комитеты проводят встречи при участии сотрудников министерств, последняя из которых состоялась 22–23 июня 2016 года в Канкуне (Мексика), подробнее о ней можно узнать здесь.
Другие аспекты информатизации лежат в пределах следующих инициатив:
Сфера анализа |
Суть изменений |
Соответствующий проект ОЭСР |
Налогообложение |
Проект Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) подразумевает изучение стратегий уклонения от налогов и несоответствий в налоговом законодательстве разных стран; он также включает в себя модуль исследований, связанных с этим аспектом цифровых технологий |
Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 – 2015 Final Report |
Профессиональная деятельность |
Помимо встреч на министерском уровне – таких, как уже упоминавшийся Канкунский форум по цифровой экономике (июнь 2016 года), а также форум, посвященный будущему профессий (январь 2016 года), ОЭСР принадлежит инициатива по изучению структурных изменений профессий, связанных с глобализацией, старением населения, особенностям социальной защиты | |
Продуктивность экономики |
Цифровой аспект этого вопроса включен в более глобальные исследования ОЭСР, посвященные замедлению мировой экономики |
OECD (2015) The Future of Productivity |
Социальный капитал |
Цифровые технологии предлагают новые возможности для качественных изменений в образовании, так как ставят перед необходимостью развивать соответствующие навыки, чтобы обеспечить рост экономики |
OECD (2015), Students, Computers and Learning – Making the Connection |
Наука и исследования |
Цифровые технологии делают возможным более качественный сбор и обработку информации, а также их более широкое распространение |
|
Производство и предпринимательство |
В связи с информатизацией эксперты ОЭСР говорят о новой производственной революции и появлении новых форм предпринимательств | |
Финансы |
Появляются новые финансовые технологии, например, алгоритмическая торговля или совместные реестры учета транзакций (Shared Ledger); с приходом цифровых технологий связаны и вопросы безопасности данных, а также возможности автоматических финансовых рекомендаций, например, по пенсионным накоплениям |
Blundell-Wignall, A. (2014), The Bitcoin Question: Currency versus Trustless Transfer Technology, OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, No. 37 |
Конкуренция |
Несмотря на то что новые игроки представляют вызов компаниям с длинной историей, есть необходимость стимулировать конкуренцию с помощью продуманных политических мер, чтобы избежать, например, опасности появления частных монополий, организованных с помощью откатов |
|
Государственные услуги |
Цифровые технологии могут помочь заинтересованным сторонам эффективно предоставлять государственные услуги; в 2014 году ОЭСР сформулировала свод рекомендаций по разработке стратегий применения цифровых технологий в деятельности правительств. |
OECD (2014), Recommendation of the Council on Digital Government Strategies |
Здравоохранение |
Использование данных в здравоохранении позволяет сделать этот сервис эффективнее и дружелюбнее, однако возникают новые проблемы хранения и конфиденциальности информации пациентов; эксперты ОЭСР пытаются суммировать опыт в этом вопросе в своде рекомендаций по управлению здравоохранением (в процессе разработки) |
OECD (2015), Health Data Governance – Privacy, Monitoring and Research |
Транспорт |
Использование Big Data позволяет говорить о перспективах развития автономной инфраструктуры (Autonomous Transport), на данный момент можно говорить о большей мобильности, которая представляет сложность для политического регулирования
|
1. OECD/ITF (2014), Urban Mobility System Upgrade: How Shared Self-Driving Cars could change City Traffic, International Transport Forum, Paris. 2. OECD/ITF (2015), Big Data and Transport: Understanding and Assessing Options, International Transport Forum, Paris |
Торговля |
Помимо общего развития торговли и увеличения количества данных, сопровождающих движение товаров, использование цифровых технологий способствовало появлению глобальных производственных цепочек предприятий (Global Value Chains) |
OECD/World Bank (2015), Inclusive Global Value Chains – Policy options in trade and complementary areas for GVC Integration by small and medium enterprises and low-income developing countries, OECD and World Bank |
Окружающая среда |
Цифровые технологии делают все более возможным использование альтернативных источников энергии, «умных» систем ее распределения, жилья и систем водоснабжения, более дружелюбных к окружающей среде, уменьшение масштабов ее загрязнения, сохранение разнообразия биологических видов на планете. В то же время использование цифровых технологий связано со значительным энергопотреблением и неэффективным использованием ресурсов |
OECD (2010), Greener and Smarter – ICTs, the Environment and Climate Change, Background paper for OECD Technology Foresight Forum, September, OECD |
Сельское и рыбное хозяйство |
Big Data, использование дронов, Интернета в море и другие цифровые технологии несут в себе потенциал для увеличения продуктивности сельского хозяйства |
OECD (2016b), Farm Management Practices to Foster Green Growth |
Несмотря на детальную проработку этих вопросов, целостный политический подход к интеграции цифровых технологий в экономическую и социальную жизнь общества еще не разработан. Таким образом, определение наиболее эффективного и адекватного набора политических мер по обозначенным выше сферам жизни общества можно считать задачей для законодателей каждой отдельной страны.
Понимание сути изменений, связанных с информатизацией, в каждом упомянутом секторе поможет разработать такие политические меры, которые будут не ответом на произошедшие изменения, а, скорее, идти параллельно с ними. Основная задача подобной политики, по мнению экспертов ОЭСР, – использовать технологии для увеличения продуктивности экономики, в то же время обеспечив более равномерное распределение полученных таким образом благ и преимуществ.
Для этого необходимо: 1) оценить последствия изменений, которые несет информатизация, как с точки зрения каждого сектора экономики, так и с глобальной точки зрения; 2) определить пользу, которую информатизация может принести правительствам, компаниям и людям; 3) разработать законодательные меры, позволяющие наилучшим образом использовать эту выгоду: для устойчивого и всеобщего развития.
Разработка подобных рекомендаций поможет отдельным странам проактивно адаптировать общество к изменениям, связанных с распространением цифровых технологий, – так, чтобы это приводило к экономическому росту и улучшению благосостояния граждан.
Екатерина ИВАНОВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.