ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР
Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)
Что такое PIAAC?
PIAAC является исследованием, с одной стороны, продолжающим предыдущие исследования компетентности взрослых («Обследование грамотности и жизненных навыков взрослых» – Adult Literacy and Lifeskills Survey, ALL; «Международное обследование грамотности взрослых» – International Adult Literacy Survey, IALS), а с другой – содержащим такой уникальный компонент, как оценивание навыков решения задач в технологически насыщенной среде.
Проект осуществляется в Российской Федерации с 2009 года. Первый цикл PIAAC был реализован с 2009 по 2013 год. Официальные результаты данного цикла проекта были представлены в октябре 2013 года и опубликованы в новом обзоре OECD Skills Outlook.
Впервые участие 24 стран позволит получить глобальную картину распределения уровня сформированности навыков взрослого населения как на уровне отдельного государства, так и на международном. Полученная информация даст возможность использовать достижения в области развития образования разных стран.
Первостепенной задачей проекта было создание такого инструмента, который позволил бы измерять одни и те же навыки в разных странах, языковых и культурных контекстах. При этом инструмент должен быть валидным, а информация сопоставимой. Для каждой страны-участницы базовый инструментарий был переведен на родной язык.
В рамках проекта проводилось оценивание уровня компетенций взрослого населения, понимаемых как грамотность в широком смысле, – заинтересованность и умение людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе цифровыми технологиями и средствами коммуникации, для получения, управления, интегрирования и оценки информации, формирования новых знаний и общения. Были проанализированы навыки взрослого населения в трех базовых областях: грамотность в области чтения, математическая грамотность, решение задач в технологически насыщенной среде. Для респондентов с низким уровнем грамотности в области чтения была добавлена специальная область – компоненты чтения, которая включает минимальные компетенции (понимание смысла предложений, словарный запас и т.д.). Данные области составляют «ключевые» компетенции, так как являются основой по отношению к другим более сложным структурам, формирующимся в течение жизни, в которые входят в том числе профессиональные навыки и компетенции. Кроме того, данные области оказывают влияние на различные сферы жизни человека: начиная с образования, профессиональной деятельности и заканчивая повседневной жизнью.
ОЭСР дает следующее определение базовым областям:
Грамотность в области чтения – способность понимать и использовать информацию из письменных текстов в различных ситуациях для освоения знаний, достижения целей и развития потенциала, что является необходимым условием для развития когнитивных навыков высокого уровня, а также для положительных социально-экономических результатов. Предыдущие исследования показали, что навыки чтения тесно связаны с успешностью в профессиональной деятельности, социальной жизни и обучении в течение жизни. Данное исследование дает возможность оценить способность к чтению как обычных текстов на бумажных носителях, так и электронных (например, использование в тексте гиперссылок и способность перехода по ним).
Для обеспечения более конкретной информации о людях с низким уровнем сформированности грамотности чтения дополнительно оценивались компоненты умения читать – базовый набор навыков расшифровки текста, который позволяет человеку извлекать смысл из написанного. Сюда входят лексический запас, способность понимать смысл текста на уровне предложения, скорость чтения и т.д.
Математическая грамотность – способность взрослого человека оценивать, использовать, интерпретировать и передавать математическую информацию и идеи для того, чтобы ориентироваться в математической информации и/или решать математические задачи широкого круга жизненных ситуаций. Данная способность развивается одновременно с грамотностью в области чтения. Взаимодействие грамотности чтения и математической грамотности является важным компонентом оценивания, так как распределение уровней сформированности двух компетенций между группами населения различно.
Решение задач в технологически насыщенной среде – способность взрослого человека использовать цифровые технологии, электронные устройства и сеть Интернет для получения доступа к информации, а также оценки достоверности информации, использования информации, взаимодействия с другими людьми и выполнения практических задач. Данная способность не идентична компьютерной грамотности, а скорее представляет собой когнитивные навыки, необходимые в информационной среде, например, способность критически оценивать имеющуюся информацию и использовать ее при решении задач.
Исследовательский инструмент состоит из тестовых заданий и биографической анкеты.
С помощью биографической анкеты изучались социально-демографические факторы и биографические данные взрослого населения. Анкета включала в себя вопросы о факторах, которые могут влиять на развитие и сохранение навыков, такие как биографические характеристики, образование, трудовая траектория, использование чтения, обращение с числовой информацией, использование информационно-коммуникационных технологий, знание и использование языков и другие. Все данные относятся к текущему положению респондента. В качестве неэкономических (социальных) индикаторов в анкету были включены вопросы о здоровье, волонтерской активности, социальном доверии, влиянии респондентов на политические решения.
По условиям проекта не менее 5000 человек должны принять участие в исследовании от каждой страны. Заполнение вопросников было возможно как на компьютере, так и в бумажном варианте.
Уникальным для проекта PIAAC было включение модуля использования широкого спектра навыков на работе и в повседневной жизни. Респондентов спрашивали, насколько интенсивно и как часто они используют определенные навыки.
-
Когнитивные навыки включали чтение, письмо, использование математических навыков, а также информационных и коммуникационных технологий.
-
Взаимодействие и социальные навыки включали кооперацию, планирование, распределение времени для коллег и для себя самого, коммуникацию, презентацию, переговоры
и контакты с потребителями. -
Навыки учения и обучения включали инструктирование коллег, формальное и неформальное обучение.
Первые результаты PIAAC
8 октября 2013 года были официально озвучены результаты проекта в России и во всем мире. После первичного анализа данных были получены следующие результаты:
– Средний балл в России по грамотности чтения 275, что значимо выше среднего балла по странам ОЭСР (273) (рис. 1).
– Средний балл в России по математической грамотности 270, что значимо не отличается от среднего балла по странам ОЭСР (269) (см. рис. 1).
Рисунок 1. Сравнение средних баллов по странам
– В области решения задач в технологически насыщенной среде результаты населения Российской Федерации ниже, чем средние показатели по странам ОЭСР (рис. 2). В связи с тем, что данная компетенция является сложным комплексным формированием, результаты демонстрируются в виде уровней, а не баллов. Респонденты, показавшие результат ниже первого уровня, – это люди, способные с помощью компьютера решать простейшие задачи (например, открыть и закрыть файл). На первом уровне респонденты могут использовать широкодоступные и знакомые технологические приложения (например, электронную почту). Респондентов, получивших баллы второго уровня, отличает способность использовать более специфичные технологические приложения и специализированные онлайн-формы (например, они в состоянии забронировать гостиницу, используя специализированные интернет-сайты). Респонденты, получившие баллы третьего уровня, могут не только использовать специализированные приложения, но и ставить проблемные цели, а также оценивать уместность и надежность информации из различных источников. На рисунке 2 представлены в том числе следующие группы респондентов: не имеющих опыта обращения с компьютером; не уверенных в собственной способности использовать компьютер и выбравших «бумажное» тестирование; считающих себя пользователями, однако не прошедших «входной» тест на ИКТ-грамотность.
– Уровень респондента зависит от уровня образования, причем прирост уровня в каждой из областей значим, начиная от уровня «без образования» до «бакалавр», а между уровнями «бакалавр», «магистр», «ученая степень» прирост значительно меньше.
– Уровень респондента в каждой из сфер понижается с увеличением его возраста, причем в области «решение задач в технологически насыщенной среде» наблюдается провал у респондентов
в промежутке от 40 до 44 лет.
– Уровень навыков в области чтения и математической грамотности зависит от уровня профессиональной квалификации. Респонденты неквалифицированных профессий имеют более высокие показатели, чем «синие воротнички», которые, как правило, имеют среднее профессиональное образование.
– Российские женщины имеют балл во всех областях выше, чем мужчины.
В настоящий момент проводится более подробный анализ полученных результатов.
Директоратом ОЭСР по образованию и навыкам было создано новое направление исследований – исследования навыков (OECD Skills Surveys), в которое вошел проект PIAAC. В следующем цикле данные PIAAC планируется дополнить результатами нового дополнительного проекта «Оценка образования и навыков онлайн» (Education and Skills Online Assessment, E&S), который представляет собой инструмент оценки, ориентированный на предоставление индивидуальным пользователям возможности пройти онлайн-обследование по методологии PIAAC по трем областям (грамотность в области чтения, математическая грамотность, решение задач в технологически насыщенной среде). Все полученные результаты сопоставимы с результатами и оценкой, использованной в PIAAC, и в связи с этим являются соотносимыми с национальными и международными результатами, доступными странам-участницам. Образовательные учреждения и органы муниципального управления могут использовать E&S с целью оценки навыков определенной части населения для реализации образовательной деятельности или для исследовательских целей.
В этом исследовании измеряется набор когнитивных навыков и комплекс некогнитивных факторов, которые необходимы человеку для полноценного включения в современное общество. Когнитивные навыки подразумевают в том числе понимание и использование печатных и электронных текстов, навыки чтения, оперирование числовой информацией, решение задач с помощью информационно-коммуникационных технологий. Исследование включает измерение некогнитивных факторов, которые позволяют отдельному человеку или организации получать информацию по применению навыков дома и на работе, а также информацию о здоровье и благополучии респондента.
Таким образом, PIAAC и E&S являются частью пакета инструментов, разработанного для оказания поддержки предпринимаемым разными странами политическим мерам по эффективному использованию уже сформированных навыков, а также развитию новых у взрослого населения.
Заключение
Результаты проекта позволяют исследовать связи между ключевыми компетенциями в информационном обществе и широким кругом переменных, обеспечивающих базу для анализа и изменений в области образовательной политики. В частности, результаты исследования обеспечивают лучшее понимание таких процессов, как:
-
Деятельность системы образования с точки зрения удовлетворения потребностей взрослого населения.
-
Существование и рамки неграмотности и слабой грамотности.
-
Разрыв между рынком труда и образованием.
-
Доступ разных групп к образованию и межпоколенческая мобильность.
-
Переход от обучения к трудовой жизни для молодых людей.
Рисунок 2.Решение задач в технологически насыщенной среде
-
Идентификация групп риска с точки зрения сформированности навыков, необходимых для эффективной и успешной социальной жизни и профессиональной деятельности среди разных поколений.
-
Связи между ключевыми когнитивными и некогнитивными навыками и социально-демогра-
фическими переменными.
Елена САБЕЛЬНИКОВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.