• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Новые подходы ОЭСР к экономическим вызовам


Что такое NAEC

Новые подходы ОЭСР к экономическим вызовам (New Approaches to Economic Challenges, NAEC) представляют собой важный системный процесс, направленный на последовательное улучшение аналитической деятельности и инструментария, который был запущен на сессии Совета ОЭСР на министерском уровне в 2012 году. Причиной этому явился в первую очередь мировой экономический кризис, однако потребность в такой работе назрела уже давно. В настоящее время государственная политика стран – членов и партнеров ОЭСР (к которым принадлежит и Россия) сталкивается с множеством рисков и вызовов социально-экономического свойства. К таким вызовам относятся, например, неуверенное посткризисное восстановление национальных экономик, устойчивый уровень безработицы, растущая социальная дифференциация и нестабильность сектора государственных финансов. На текущий момент существует объективная потребность в поиске новых источников роста для достижения устойчивого инклюзивного экономического развития в целях повышения благосостояния общества.
 
Термин «новые подходы» в трактовке ОЭСР отражает понимание того, что благосостояние общества складывается не только из роста реального ВВП и материальных доходов населения, но является понятием многомерным, включающим в себя и такие сферы жизни человека, как образование, здравоохранение, личная безопасность, экология и многие другие. Учитывается и тот факт, что одного лишь параметра «устойчивости» для экономического роста недостаточно: он должен быть инклюзивным, то есть положительно сказывающимся на благосостоянии как можно более широких слоев населения и при этом не оказывающим угрожающего воздействия на экологию. В идеальном понимании инклюзивный рост должен предоставлять людям равные возможности для реализации своего человеческого потенциала вне зависимости от социально-экономических условий, пола, места жительства и этнических корней.
 
В методологическом плане термин «новые подходы» включает в себя несколько аспектов. Во-первых, необходимо пересмотреть некоторые базовые понятия и установки экономической теории, например постулат о саморегуляции рынков. Во-вторых, требуется рассмотреть вопрос совершенствования существующего инструментария для структурного анализа связей между экономическим ростом, социальной дифференциацией и экологией. Наконец, следует проанализировать взаимосвязи между политическими драйверами и конечным изменением благосостояния, поскольку эти аспекты отличаются применительно к разным странам.
 
Организационная рамка процесса NAEC представляет собой три взаимосвязанные категории, в каждой из которых есть свои отдельные направления работы:
  • Анализ прошлых кризисов и извлечение уроков с целью улучшения работы ОЭСР, пересмотр политических приоритетов и разработка новых подходов и инструментов экономической политики для преодоления экономических кризисов.
  • Анализ компромиссов и синергетических эффектов в рамках экономической политики между ее драйверами и изменением общественного благосостояния с акцентом на взаимосвязи между экономическим ростом, социальным неравенством и экологией, а также долгосрочными мировыми тенденциями и возникающими политическими вызовами.
  • Вопросы институционального и управленческого характера для раннего предупреждения кризисов и преодоления долгосрочных вызовов, связанных с повышением взаимозависимости национальных экономик.

Разработка новых инструментов экономической политики
На протяжении последних десятилетий XX века и вплоть до 2007 года мировая экономика характеризовалась относительно низкими показателями волатильности делового цикла. Несмотря на наличие уже в то время признаков грядущих кризисных явлений, большинство экспертов недооценило эти риски. ОЭСР в этом смысле также не стала исключением. Спустя 5 лет после начала кризиса экономика многих стран ОЭСР до сих пор остается уязвимой, а экономический рост – неустойчивым. В значительной степени причиной такой недооценки имевшихся предкризисных симптомов было несовершенство используемых аналитиками экономических моделей, что в конечном итоге привело к принятию ошибочных мер государственного регулирования.
 
На протяжении последних лет ОЭСР была проведена значительная работа по изучению факторов, ставших причиной мирового кризиса, целью которой стало более глубокое понимание природы этого явления для разработки адекватной проактивной антикризисной политики.
 
Помимо изучения проблематики кризисных явлений ОЭСР начала постепенную адаптацию своих практик и рекомендаций в ряде областей в соответствии с новой парадигмой посткризисной экономической мысли (рекомендации в области политики занятости, образования и компетенций, а также корпоративного и государственного управления). Таким образом, основываясь на имеющемся опыте, процесс NAEC представляет собой возможность проведения более системного, критического и глубокого анализа по следующим направлениям:
 
  • Извлечение уроков из экономической истории прошлых кризисов с учетом фактора их потенциальной эндогенности.
  • Изучение роли финансового сектора в процессе образования кризиса в рамках политики устойчивого роста.
  • Пересмотр инструментария регулятивной политики в целях эффективной фискальной консолидации с учетом возможных компромиссов между целями фискальной, экономической и социальной политик.
  • Поиск новых экономических инструментов и подходов, включая достижения поведенческой, экспериментальной и нейроэкономики, а также агентного моделирования, позволяющего сконструировать в виртуальной реальности модели поведения живых экономических субъектов.


Выявление компромиссов и эффектов синергии
На протяжении последних десятилетий в целях удобства сопоставления, измерения и прогнозирования основным измерителем и целью экономической политики были в основном показатель объема ВВП и его максимизация. Практика последних лет показала, что одного лишь устойчивого роста показателя объема реального ВВП без учета других измерений качества жизни недостаточно. Для долгосрочного и инклюзивного улучшения благосостояния людей необходимо понимание многомерной совокупности целого ряда значимых аспектов человеческой жизни, таких как уровень здоровья, образованности, безопасности, жилищной и досуговой обеспеченности населения, экологии и т.д. Подобная многомерная природа понятия «благосостояние» приводит к тому, что между разными направлениями государственной политики могут возникать как взаимодополняющие, так и противоречащие друг другу эффекты.

 
Таким образом, процесс NAEC предполагает проведение всестороннего анализа с целью определения возможностей комбинирования различных видов реформ с точки зрения достижения устойчивого инклюзивного роста человеческого благосостояния. Данный анализ будет проводиться с учетом достижений ОЭСР в области «Стратегии развития» и «Стратегии “зеленого” роста» (OECD Development and Green Growth Strategies), включающих наработки в сфере инновационной, образовательной, экологической, фискальной, социальной и других политик. Конечной целью должна стать рабочая концепция инклюзивного роста, в рамках которой будут предложены инструменты для статистической оценки процессов меняющейся экономики и практические рекомендации по совершенствованию социально-экономической политики. Для этого ОЭСР ставит перед собой следующие задачи:
 
  • Исследовать закономерности между драйверами государственной политики и эффектами благосостояния.
  • Выявить взаимосвязи между экономическим ростом, социальным неравенством и экологией.
  • Определить закономерности взаимного влияния между экономическим ростом и экономической стабильностью.
  • Спрогнозировать влияние долгосрочных глобальных трендов развития на будущую государственную политику благосостояния и выявить возможные риски и преимущества.


Институциональная политика и госуправление
В кризисные времена государство призвано решать многие острые краткосрочные проблемы, например, связанные с ростом показателей безработицы, увеличивающимся бюджетным дефицитом, замедлением темпов роста и т.д. Долгосрочные современные тренды, такие как старение населения и миграция, оказывают дополнительное негативное влияние на политику многих стран. Вместе с этим увеличивается спрос граждан на прозрачность государственного управления, доступ к информации о деятельности государственных органов, лучшую социальную защиту. Технические новшества последнего времени, включая Интернет и средства социального общения, не только создают новые возможности для более эффективного взаимодействия органов государственной власти и общества, но и одновременно налагают на институты государственного управления дополнительную ответственность, требуя большей прозрачности, подотчетности и оперативности. Данное направление исследования в рамках NAEC призвано помочь государствам повысить эффективность своей политики в условиях глобализирующегося мира, а также способствовать выработке практических рекомендаций в области государственного управления и регулирования для самой ОЭСР.

 
Работа по данному направлению включает в себя 3 компонента:
 
  • Изучение влияния кризиса на эффективность государственной политики и степень доверия населения к государству, а также поиск необходимых мер по восстановлению этого доверия.
  • Анализ влияния мирового кризиса и глобальных трендов развития на социальные институты с акцентом на тематике старения населения.
  • Изучение современных проблем государственного регулирования, включая необходимость эффективного управления для поддержки инклюзивного роста и адаптации к условиям глобализирующегося мира.
 
Перечисленные выше компоненты направления институциональной политики и госуправления с разных сторон отражают сущность понятия «умное государство» (smart state), которое было предложено на первом заседании Группы NAEC в октябре 2012 года.

Заключение
Работа над NAEC потребует многолетних усилий. По своему характеру она является горизонтальной и предполагает совместное участие различных комитетов ОЭСР. NAEC является беспрецедентной и многообещающей инициативой ОЭСР, в рамках которой планируется провести анализ прошлых экономических кризисов и разработать современные антикризисные рекомендации, изучить потенциал применения новых инструментов и подходов экономической политики, выявить связи между многообразными взаимодополняющими и противоречащими друг другу эффектами, взаимодействие различных направлений государственной политики, а также разработать рекомендации по повышению ее эффективности в условиях нарастающей глобализации.
 
Сверхзадачей новых подходов является попытка исследовать и понять сложную природу глобализирующейся экономики и сопутствующих ей рисков и вызовов. В этой связи ОЭСР подчеркивает важность холистического подхода к целям государственной политики и необходимость изучения имеющихся в ее рамках взаимосвязей, внешних эффектов и компромиссов на основе как классических, так и новейших экономических теорий и практик.


Последние обновления по проекту содержатся на страничке: http://www.oecd.org/naec/

Также в 2014 году были опубликованы новые документы, отражающие состояние прогресса в продвижении по данной проблематике:

http://www.oecd.org/mcm/C-MIN(2014)3-ENG.pdf

http://www.oecd.org/mcm/C-MIN(2014)2-ENG.pdf

http://www.oecd.org/naec/NAEC_Seminar-Programme_October-December2014.pdf

 
Евгений МОИСЕИЧЕВ

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.