АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Новые подходы ОЭСР к экономическим вызовам
Что такое NAEC
- Анализ прошлых кризисов и извлечение уроков с целью улучшения работы ОЭСР, пересмотр политических приоритетов и разработка новых подходов и инструментов экономической политики для преодоления экономических кризисов.
- Анализ компромиссов и синергетических эффектов в рамках экономической политики между ее драйверами и изменением общественного благосостояния с акцентом на взаимосвязи между экономическим ростом, социальным неравенством и экологией, а также долгосрочными мировыми тенденциями и возникающими политическими вызовами.
- Вопросы институционального и управленческого характера для раннего предупреждения кризисов и преодоления долгосрочных вызовов, связанных с повышением взаимозависимости национальных экономик.
Разработка новых инструментов экономической политики
На протяжении последних десятилетий XX века и вплоть до 2007 года мировая экономика характеризовалась относительно низкими показателями волатильности делового цикла. Несмотря на наличие уже в то время признаков грядущих кризисных явлений, большинство экспертов недооценило эти риски. ОЭСР в этом смысле также не стала исключением. Спустя 5 лет после начала кризиса экономика многих стран ОЭСР до сих пор остается уязвимой, а экономический рост – неустойчивым. В значительной степени причиной такой недооценки имевшихся предкризисных симптомов было несовершенство используемых аналитиками экономических моделей, что в конечном итоге привело к принятию ошибочных мер государственного регулирования.
- Извлечение уроков из экономической истории прошлых кризисов с учетом фактора их потенциальной эндогенности.
- Изучение роли финансового сектора в процессе образования кризиса в рамках политики устойчивого роста.
- Пересмотр инструментария регулятивной политики в целях эффективной фискальной консолидации с учетом возможных компромиссов между целями фискальной, экономической и социальной политик.
- Поиск новых экономических инструментов и подходов, включая достижения поведенческой, экспериментальной и нейроэкономики, а также агентного моделирования, позволяющего сконструировать в виртуальной реальности модели поведения живых экономических субъектов.
Выявление компромиссов и эффектов синергии
На протяжении последних десятилетий в целях удобства сопоставления, измерения и прогнозирования основным измерителем и целью экономической политики были в основном показатель объема ВВП и его максимизация. Практика последних лет показала, что одного лишь устойчивого роста показателя объема реального ВВП без учета других измерений качества жизни недостаточно. Для долгосрочного и инклюзивного улучшения благосостояния людей необходимо понимание многомерной совокупности целого ряда значимых аспектов человеческой жизни, таких как уровень здоровья, образованности, безопасности, жилищной и досуговой обеспеченности населения, экологии и т.д. Подобная многомерная природа понятия «благосостояние» приводит к тому, что между разными направлениями государственной политики могут возникать как взаимодополняющие, так и противоречащие друг другу эффекты.
- Исследовать закономерности между драйверами государственной политики и эффектами благосостояния.
- Выявить взаимосвязи между экономическим ростом, социальным неравенством и экологией.
- Определить закономерности взаимного влияния между экономическим ростом и экономической стабильностью.
- Спрогнозировать влияние долгосрочных глобальных трендов развития на будущую государственную политику благосостояния и выявить возможные риски и преимущества.
Институциональная политика и госуправление
В кризисные времена государство призвано решать многие острые краткосрочные проблемы, например, связанные с ростом показателей безработицы, увеличивающимся бюджетным дефицитом, замедлением темпов роста и т.д. Долгосрочные современные тренды, такие как старение населения и миграция, оказывают дополнительное негативное влияние на политику многих стран. Вместе с этим увеличивается спрос граждан на прозрачность государственного управления, доступ к информации о деятельности государственных органов, лучшую социальную защиту. Технические новшества последнего времени, включая Интернет и средства социального общения, не только создают новые возможности для более эффективного взаимодействия органов государственной власти и общества, но и одновременно налагают на институты государственного управления дополнительную ответственность, требуя большей прозрачности, подотчетности и оперативности. Данное направление исследования в рамках NAEC призвано помочь государствам повысить эффективность своей политики в условиях глобализирующегося мира, а также способствовать выработке практических рекомендаций в области государственного управления и регулирования для самой ОЭСР.
- Изучение влияния кризиса на эффективность государственной политики и степень доверия населения к государству, а также поиск необходимых мер по восстановлению этого доверия.
- Анализ влияния мирового кризиса и глобальных трендов развития на социальные институты с акцентом на тематике старения населения.
- Изучение современных проблем государственного регулирования, включая необходимость эффективного управления для поддержки инклюзивного роста и адаптации к условиям глобализирующегося мира.
Заключение
Последние обновления по проекту содержатся на страничке: http://www.oecd.org/naec/
Также в 2014 году были опубликованы новые документы, отражающие состояние прогресса в продвижении по данной проблематике:
http://www.oecd.org/mcm/C-MIN(2014)3-ENG.pdf
http://www.oecd.org/mcm/C-MIN(2014)2-ENG.pdf
http://www.oecd.org/naec/NAEC_Seminar-Programme_October-December2014.pdf
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.