ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР Международное исследование учительского корпуса TALIS
Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших учителей, привлечении их к работе на длительное время, профессиональном развитии и мотивации труда преподавателей. Установлено, что достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью учителя [1]. Недавние исследования показали, что профессиональные качества преподавателя являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся [2].
Устранить дефицит информации, расширить поле понимания процессов, происходящих в образовании, в том числе касающихся кадрового потенциала образования, должны широкомасштабные международные исследования учительского корпуса, в которые Россия все более активно включается (к числу таких исследований в том числе относятся: «Системный подход к улучшению результатов образования» (System Assessment and Benchmarking for Education Results, SABER), «Педагогическое образование и совершенствование изучения математики» (Teacher Education and Development Study in Mathematics, TEDS-M), «Исследование представлений и установок учителей математики об обучении математике в основной школе» (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education, NorBA).
Описание и цели исследования
Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), проводимое ОЭСР, – это первое международное сравнительное исследование, сфокусированное на том, в каких условиях работают учителя и какая учебная среда существует в школах. Его цель – помочь странам определить и развивать политику, которая поддерживает условия, обеспечивающие эффективность школьных процессов.
Задачи исследования – предоставить полезные для принятия политических решений данные и провести анализ по следующим ключевым аспектам школьной деятельности:
-
1. Роль и функционирование школьного управления.
-
2. Оценка работы учителей и получение ими обратной связи.
-
3. Профессиональное развитие учителей.
-
4. Установки и взгляды учителей по поводу преподавания и педагогических практик.
В качестве базовых принципов исследования TALIS выделены:
-
Политическая целесообразность. Ясность в анализе политики и фокус на вопросах, которые для стран-участниц наиболее существенны.
-
Добавленная стоимость. Международные сравнения могут быть важным источником полезных сведений и новых.
-
Ориентация на индикаторы. Результаты исследования дают информацию, которая может быть использована для совершенствования системы индикаторов.
-
Валидность, надежность, сравнимость, четкость. На основании четких данных исследование предоставляет валидную и надежную информацию, сопоставимую для всех стран-участниц.
-
Интерпретируемость. Страны-участницы могут содержательно интерпретировать результаты.
-
Эффективность и экономическая оправданность. Своевременность и экономическая эффективность проводимой работы.
TALIS – это результат совместных усилий стран – членов ОЭСР и партнерских стран, разрабатывавших концепцию исследования. Первый раунд исследования состоялся в 2007–2008 годах. Второй рассчитан на в 2013–2015 годы.
Дизайн исследования
В анкетном опросе 2008 года участвовали учителя, преподающие на средней ступени как государственных, так и частных школ. Анкетирование, проводившееся в 23 странах (Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Болгарии, Дании, Венгрии, Исландии, Испании, Ирландии, Италии, Корее, Латвии, Малайзии, Мальте, Мексике, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Турции, Эстонии) на репрезентативной выборке, обеспечило богатую базу данных. Данные охватывали разные аспекты деятельности учителей, но анализ был сфокусирован на следующих основных сферах:
-
Установки учителей.
-
Правила и практики.
-
Оценка учителей и обратная связь.
-
Школьное лидерство [3].
[3] Creating Effective Teaching and Learning Environments First Results from TALIS, OECD, 2009.
Марина ПИНСКАЯ, Елена САБЕЛЬНИКОВА
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.