ПО ИТОГАМ МЕРОПРИЯТИЙ ОЭСР Пересмотр Руководства Фраскати NESTI Ad hoc meeting on the revision of the Frascati Manual, 4–6 декабря 2013, Париж
Немного истории
Положения Руководства Фраскати периодически уточняются в связи с изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, практикой организации сбора данных, пересмотром международных статистических стандартов и др. На сегодняшний день Руководство Фраскати претерпело шесть переизданий. Текущая редакция, принятая в 2002 году, предлагает стандартизированные определения и классификации для сектора исследований и разработок, представляет методологию его статистического изучения, очерчивает контуры системы основных индикаторов и устанавливает принципы организации статистического наблюдения. Правила и рекомендации, содержащиеся в Руководстве Фраскати, служат базой не только для национальных оценок, но и для многочисленных международных сопоставлений основных показателей развития сферы производства знаний.
Необходимость актуализации
Направление 1. Определение исследований и разработок
Целью работы в данном направлении является критический анализ и уточнение действующего определения ИиР для целей статистического измерения. Основу экспертной дискуссии составляют результаты мини-исследования методом виньеток (метод виньеток иначе называют методом исследования социальных установок), проведенного лидерами рабочей группы проекта. Оно позволило выделить ключевые характеристики ИиР как вида экономической деятельности. В ходе дальнейших обсуждений предлагается уточнить критерии разграничения ИиР и других видов научно-технической, образовательной и промышленной активности. Это позволит более точно описать границы и структуру измеряемого явления, предложить более четкие рекомендации для организации статистических наблюдений.
Направление 2. Результативность исследований и разработок
Долгое время основным предметом Руководства Фраскати оставалось измерение ресурсов (прежде всего человеческих и финансовых), направляемых в сектор ИиР. Это в значительной мере определило логику и структуру статистических измерений науки. При этом анализ ее результатов до последнего времени описывался лишь в самых общих терминах, что затрудняло проведение статистической оценки экономических эффектов развития соответствующих видов деятельности. В новой версии Руководства Фраскати предлагается уделить этим вопросам больше внимания. В частности, предполагается разработка нового раздела, обобщающего подходы к классификации основных видов результатов ИиР, а также конструированию релевантных индикаторов для их статистического измерения. Отдельно рассматривается перспектива разработки специализированного приложения к Руководству Фраскати по измерению процессов разработки и использования технологий.
Направление 3. Государственные расходы на исследования и разработки
Государство является одним из ключевых заказчиков ИиР и источников финансирования науки. При этом большинство существующих подходов к измерению бюджетных расходов на ИиР ограничивается только учетом прямых поступлений. Без внимания остаются такие косвенные инструменты финансовой поддержки производства знания, как, например, субсидии и налоговые льготы. Результаты последних исследований ОЭСР в этой области показали, что на практике национальные статистические службы используют различные источники информации и индикаторы для учета государственных расходов на науку, что в результате снижает международную сопоставимость данных. В связи с этим основной целью работ в данном направлении являются гармонизация национальных подходов к статистическому измерению государственных расходов на науку и уточнение положений соответствующих разделов Руководства Фраскати.
Направление 4. Исследования и разработки в секторе высшего образования
Исследовательская активность в секторе высшего образования сопряжена с рядом других видов деятельности, например образовательной, что создает определенные сложности для ее статистического измерения. Кроме того, формы ее организации в разных странах могут значительно отличаться, что создает дополнительные вызовы для поиска общих оснований измерения и проведения качественных международных сопоставлений. Целью работы группы является разработка подходов к определению институциональных границ сектора высшего образования, рекомендаций по измерению затрат на ИиР, методологии проведения обследований бюджетов времени. В результате проведения работ должно быть подготовлено специализированное приложение к Руководству Фраскати по измерению ИиР в секторе высшего образования.
Направление 5. Институциональные классификации
Институциональный подход, предложенный в Руководстве Фраскати, базируется на выявлении характерных особенностей учреждений, выполняющих или финансирующих ИиР. Поэтому все ресурсы, выделенные на ИиР, распределяются в соответствии с одним классом или подклассом сообразно основной деятельности организации. Этот принцип, являющийся одним из ключевых в статистике науки, вызывает много вопросов в контексте трансформации форм организации научно-технической деятельности и развития системы национальных счетов. Ключевая задача работы, осуществляемой в рамках данного направления, состоит в актуализации существующего подхода к определению единиц статистической отчетности и их отнесению к тому или иному сектору ИиР.
Направление 6. Персонал, занятый исследованиями и разработками
Измерение численности персонала, выполняющего ИиР, является одним из важнейших разделов Руководства Фраскати. Приводимые в нем рекомендации касаются способов оценки объемов трудозатрат на ИиР как в терминах численности занятых в этой сфере, так и в терминах времени, фактически затраченного на соответствующую работу. При этом серьезные методологические различия, которыми характеризуются практики статистического измерения разных стран, не позволяют получить оценки, достаточно точные для проведения разнообразных международных сопоставлений. В первую очередь это касается оценок эквивалента полной занятости в науке. Эти и другие проблемы определяют область экспертных дискуссий в данном направлении. Целью работы, руководство которой осуществляет российская делегация в лице специалистов НИУ ВШЭ, является разработка интегрированного подхода к статистическому измерению численности персонала, занятого в ИиР. Результатом экспертных дискуссий должна стать новая редакция соответствующего раздела Руководства Фраскати.
Направление 7. Измерение расходов на исследования и разработки
Деятельность в данном направлении тесно связана с работами, выполняемыми в рамках Направления 3, но касается более широкого круга проблем. В частности, одним из важнейших вопросов дискуссии является разграничение внутренних и внешних затрат на ИиР. Результаты проведенных экспертных обсуждений показали, что этот вопрос требует уточнения в новой реакции Руководства Фраскати. Особое внимание при этом должно быть уделено таким сложным с точки зрения статистического учета случаям, как аутсорсинг ИиР, приобретение исследовательских услуг у сторонних организаций, финансирование совместных проектов, привлечение консультантов и др.
Направление 8. Капитализация исследований и разработок
Целью работ в данном направлении является оценка потенциала существующей редакции Руководства Фраскати по измерению капитализации ИиР в контексте принятия в 2008 году новой редакции Системы национальных счетов (СНС). Оценка предполагает проведение соотнесения существующих рекомендаций с требованиями СНС и разработки подходов к обеспечению большего соответствия между этими документами. При этом важным требованием остается учет специфики сектора ИиР как вида экономической деятельности. Работа в данном направлении носит горизонтальный характер и в той или иной степени затрагивает дискуссии, ведущиеся другими группами.
Направление 9. Глобализация исследований и разработок
Вопрос научно-технической кооперации до этого момента фактически не был предметом специализированных дискуссий. Как и в случае с предыдущим направлением, он представлен различными разделами Руководства Фраскати и предполагает включение в повестку вопроса об измерении различных форм сотрудничества в секторе ИиР. В частности, подчеркивается необходимость уточнения состава предпринимательского и зарубежного секторов науки, включения в число единиц статистического учета транснациональных корпораций. Также отмечается необходимость внесения изменений в разделы Руководства Фраскати, посвященные измерению внешних затрат на ИиР.
Направление 10. Процедуры обследований
Сбор статистических данных о состоянии и развитии сектора ИиР предполагает использование различных источников информации. Например, объем затрат на ИиР может быть получен по итогам проведения статистических обследований организаций или в результате обобщения данных налоговых служб. Использование данных прямых измерений и оценок позволяет более полно рассмотреть изучаемое явление, что, однако, требует определения правил сбора и соотнесения информации из различных источников. Этому и аналогичным вопросам посвящена работа экспертов в данном направлении. Предметом дискуссии являются как общие подходы к дизайну исследований и процедурам построения выборки, так и частные сюжеты, посвященные, например, взаимодействию с респондентами, обработке данных, заполнению пропусков в ответах и др. Результатом работы должна стать новая редакция раздела по методологии и процедурам обследований.
Направление 11. Экономические и продуктовые классификации
Работа по данному направлению предполагает обновление аналитических группировок (видов экономической деятельности, продуктов и др.), используемых в Руководстве Фраскати, в соответствии с действующими редакциями ключевых международных экономических классификаций, а также разработку предложений по использованию новых подходов к систематизации объектов статистического наблюдения. Кроме того, предлагается уточнить критерии, используемые в институциональных классификациях и функциональных распределениях, повысив таким образом соответствие между различными разделами Руководства Фраскати и другими направлениями статистики (образования, ИКТ, биотехнологий и др.). Предметом специального обсуждения является обновление классификации областей науки, а также разработка предложений по классификации и измерению возникающих технологий.
Реализация комплекса работ по ревизии Руководства Фраскати позволит гармонизировать национальные подходы к статистическому измерению научно-технической деятельности, повысить надежность используемых показателей и уровень международной сопоставимости данных. Это обеспечит условия для формирования качественной информационной основы принятия взвешенных управленческих решений и выработки рекомендаций в области научно-технической и инновационной политики на национальном и международном уровнях.
Константин ФУРСОВ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.