• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный проект «Образование 2030»



Различные текущие изменения и глобальные тренды создают новые потребности и возможности, требующие эффективных ответных мер как общества, так и отдельного человека. Такие требования оказывают определенное влияние на подготовку учащихся, так как влекут за собой необходимость быстрых изменений различных аспектов образовательной системы в связи с постоянными экономическими и социальными преобразованиями, появлением новых направлений и видов работ, а также должностей, технологий и социальных вызовов, соответствующих сегодняшнему дню. 

ОЭСР, являясь международной организацией, реализует ряд крупномасштабных проектов в области образования, таких как PISA, PIAAC, TALIS, ESP, ориентированных на разные уровни образования и обучение в течение жизни.

Однако в последнее время текущая ситуация развития в образовательной сфере требует не только принятия своевременных решений, но и определенной степени прогнозирования будущего развития. Поэтому Организация задалась вопросом о том, каким образом будет меняться образовательный запрос как со стороны пользователей, так и со стороны рынка труда, а также каким образом необходимо разрабатывать политику, чтобы в будущем иметь востребованных специалистов и минимизировать выпадение трудовой силы из контекста.

Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030» (Future of Education and Skills: Education 2030) направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональное, и частично построен на основе методологии проекта PISA, а также использует наработки TIMMS. Актуальность проекта состоит в том, что он направлен на исследование и прогноз возможного будущего образования в мире, т.е. тех, кто в настоящий момент обучается в начальной и средней школе, а к 2030 году будет представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Однако на данный момент невозможно сказать, какие именно профессии будут существовать и какие будут востребованы.

Успешность школьной системы зависит от политических решений, направленных на решение будущих вызовов. В этой связи проект позволит сформировать общее понимание компетенций, связанных со специфическими знаниями, навыками и ценностями в будущем и наладить диалог между ключевыми стейкхолдерами разных стран для реализации школьных реформ и обеспечения конкурентоспособности, эффективности и актуальности образования для будущих потребностей.


Проект включает в себя два основных направления:

1. Разработка концептуальной рамки обучения, соответствующей целям и задачам развития 2030 года. Так как на международном уровне понятие «компетенции», их технические характеристики и другие аспекты значительно различаются, с точки зрения ОЭСР необходимой становится организация международной дискуссии по вопросам компетенций и их разновидностей, которые будут востребованы в 2030 году. Обсуждение позволит выработать определенную позицию, которая в дальнейшем может быть применена странами при разработке целей образовательных систем и их более четкого определения. Создание комплексной рамки обучения на основе общего понимания даст странам возможность оценки и признания результатов студентов не только на международном уровне, но и на страновом. Предполагается, что такие навыки имеют решающее значение при формировании будущего страны и ее населения. Также планирует использовать результаты проекта для реализации уже имеющихся крупномасштабных лонгитюдных исследований, таких как PISA.

2. Второе направление включает в себя международный анализ учебных программ. В силу того что страны довольно часто сталкиваются с проблемой предъявления множества требований и запросов к образовательным программам, которые ведут к перегрузке учебных планов, а на изменения в образовательной системе оказывают влияние политические и конкурирующие цели, изменение одного элемента (учебные планы, оценка, педагогические практики и т.д.) будет эффективным только при условии изменения других связанных с этим элементов системы. Проект предполагает проведение международного сравнительного анализа учебных программ с целью создания базы знаний, способствующей разработке и совершенствованию учебных программ, которые имели бы эмпирический и систематический характер.

В рамках следующего этапа (начиная с 2019 года) планируется также анализ учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций.
В проекте предполагает включенность участников разных уровней:
Стран для создания и утверждения общего понимания компетенций, учебных программ и относящихся к ним аспектов.
Экспертов для включения в международную мультидисциплинарную экспертную сеть с целью организации обсуждения с политиками, школами, сетями и социальными партнерами.
Школьных сетей для обмена практиками с другими школьными сетями на международном уровне, получения доступа к результатам передовых исследований, включения собственного опыта и практик в результаты исследования и вовлечения в диалог стейкхолдеров.
Социальных партнеров для внесения вклада в будущее образования и результаты проекта.

В рамках реализации проекта был проведен ряд встреч, на которых в том числе были обсуждены вопросы концептуальной рамки обучения «Учебный компас 2030» (Learning Compass 2030), образования для устойчивого развития, инноваций, глобальных компетенций и др. Также были рассмотрены результаты анализа учебных программ стран, которые уже успели принять участие в исследовании, и анализа литературы по проблеме.

В настоящий момент 15 стран уже приняли участие в заполнении вопросника по анализу учебных программ и 5 стран выразили желание принять участие в исследовании. Кроме перечисленных вопросов дополнительно был рассмотрен вопрос инновационных подходов к улучшению и трансформации преподавания и обучения.

 В 2017–2018 годы запланировано проведение следующих работ:
– Разработка концептуальной рамки обучения «Учебный компас 2030» (Learning Compass 2030), включающей уточнение областей компетенций (знания, навыки, отношения и ценности) и проведение конструктного анализа.
– Анализ учебных программ: вопросник по политике в данной области, картирование содержания учебных программ, углубленный анализ математики, анализ физического образования и целей образования, усовершенствование рабочих инструментов.

Также планируется провести ряд встреч и семинаров.

Елена САБЕЛЬНИКОВА

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.